
1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Биология, 8 класс» направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения биологии в 8 классе учащиеся должны знать и уметь: по разделу 1. Место человека в системе органического мира.
- признаки, доказывающие родство человека и животных. Учащиеся должны уметь:
- анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас.
Учащиеся должны знать:
- биологические и социальные факторы антропогенеза;
- основные этапы эволюции человека;
- основные черты рас человека.
по разделу 2. Происхождение человека.
Учащиеся должны знать:
- биологические и социальные факторы антропогенеза;
- основные этапы эволюции человека;
- основные черты рас человека.
по разделу 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.
Учащиеся должны знать:
- вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека.
по разделу 4. Общий обзор строения и функций организма человека.
Учащиеся должны знать:
- основные признаки организма человека.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей в таблицах и микропрепаратах;
по разделу 5. Координация и регуляция.
Учащиеся должны знать:
- роль регуляторных систем;
- механизм действия гормонов.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
- соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.
по разделу 6. Опора и движение.
Учащиеся должны знать:
- части скелета человека;
- химический состав и строение костей;
- основные скелетные мышцы человека.
по разделу 7. Внутренняя среда организма.
Учащиеся должны знать:
- признаки внутренней среды организма;
- признаки иммунитета;
- сущность прививок и их значение.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать между собой строение и функции клеток крови;
- объяснять механизмы свертывания и переливания крови.
по разделу 8. Транспорт веществ.
Учащиеся должны знать:
- существенные признаки транспорта веществ в организме.
Учащиеся должны уметь:
- различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
- измерять пульс и кровяное давление;
- оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.
по разделу 9. Дыхание.
Учащиеся должны знать:
- органы дыхания, их строение и функции;
- гигиенические меры и меры профилактики легочных заболеваний.
по разделу 10. Пищеварение.
- органы пищеварительной системы;
- гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы органов пищеварительной системы.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.
по разделу 11. Обмен веществ и энергии.
Учащиеся должны знать:
- особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;
- роль витаминов. Учащиеся должны уметь:
- выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии.
по разделу 12. Выделение. Учащиеся должны знать:
- органы мочевыделительной системы;
- меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
по разделу 13. Покровы тела.
- строение и функции кожи;
- гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
по разделу 14. Размножение и развитие.
Учащиеся должны знать:
- строение и функции органов половой системы человека;
- основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.
по разделу 15. Высшая нервная деятельность.
Учащиеся должны знать:
- особенности высшей нервной деятельности человека;
- значение сна, его фазы. Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки психики человека;
- характеризовать типы нервной системы.
по разделу 16. Человек и его здоровье.
Учащиеся должны знать:
- приемы рациональной организации труда и отдыха;
- отрицательное влияние вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
- оказывать первую доврачебную помощь. 2. Содержание учебного курса.
Данная рабочая программа к учебному курсу «Биология, 8 класс» составлена на основе УМК:
- Примерные программы по учебным предметам Биология 5-9 классы - М.: «Просвещение» 2011 г.
- Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология. Человек. 8 класс» : Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений ,- М.: «Дрофа» 2015 г.
Программа разработана по курсу «.» авторов
Количество часов
Всего _70 час; в неделю _2_час.
Контрольных работ - 3 , лабораторных работ - 14. Основные цели и задачи учебного курса
Цели:
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
- заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Задачи:
- освоение знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека;
- формирование у школьников предметных умений: умения проводить экспериментальные исследования и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; решения биологических задач;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственной жизни, живой природе, культуры поведения в природе.
ВВЕДЕНИЕ. Краткая история развития знаний
о строении и функциях организма человека (1 ч)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация
Портреты великих ученых — анатомов и физиологов. Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)
Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация
Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных. Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация
Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека. Раздел 3. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация
Схемы строения систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей.
Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Раздел 4. Координация и регуляция (10 ч)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация
Схемы строения эндокринных желез. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Раздел 5. Анализаторы (5 ч)
Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация
Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам).Изучение изменения размера зрачка. Раздел 6. Опора и движение (6 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости.
Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.
Демонстрация
Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей.
Измерение массы и роста своего организма.
Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц. Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И.Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация
Схемы и таблицы, посвященные составу крови, группам крови.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения крови. Раздел 8. Транспорт веществ (5 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация
Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Раздел 9. Дыхание (4 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация
Модели гортани, легких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приемы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Определение частоты дыхания. Раздел 10. Пищеварение (5 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация
Модель торса человека. Муляжи внутренних органов.
Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал.
Определение норм рационального питания. Раздел 11. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Раздел 12. Выделение (2 ч)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация
Модель почек. Раздел 13. Покровы тела (2 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация
Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи. Раздел 14. Размножение и развитие (4 ч)
Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Раздел 15. Высшая нервная деятельность (7 ч)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И. П.Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки артериального и венозного кровотечений.
Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.
ТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 8 класс
1. Разработка и проведение социологического опроса разных групп населения по проблеме их отношения к собственному здоровью.
2. Биоритмы как основа рациональной организации порядка человека. Определение индивидуального ритма работоспособности.
3. Составление рациональных режимов дня для людей различных возрастных групп.
4. Оценка собственного образа жизни: привычек, здоровья, степени физической подготовки, правильности питания.
5. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат организма.
6. Определение количества минеральных солей в суточном рационе, сопоставление с нормативами.
7. Определение содержания основных витаминов в суточном рационе, сопоставление с нормативами.
8. Определение индивидуального среднесуточного потребления белков, жиров, углеводов (в том числе по приемам пищи), сопоставление с нормативами.
9. Экологически грамотный потребитель товаров: упаковки, штрихкоды, индексы пищевых добавок, этикетки на одежде и др.
10. Кожа: типирование, уход, возрастные изменения, заболевания; улучшение состояния.
3. Тематическое планирование
№
| Тема, содержание материала
| ч
| Оборудование
| Тип/
форма урока
| 1
| Науки о человеке. Методы изучения организма человека.
| 1
| Интерактивное оборудование (ИАО)
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 2
| Место человека в системе органического мира.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления .новых знаний.
| 3
| Черты сходства и отличия человека от животных.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 4
| Эволюция человека.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 5
| Расы человека.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 6
| Входной контроль.
| 1
|
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
| 7
| Клеточное строение организма.
| 1
| ИАО и лабораторное оборудование (ЛО)
| Комбинированный.
| 8
| Ткани. Виды тканей.
| 1
| ИАО и ЛО
| Комбинированный.
Л/р №1
| 9
| Сравнение видов тканей.
| 1
| ИАО и ЛО
| Комбинированный.
| 10
| Органы. Система органов.
| 1
| ИАО и ЛО, таблица
| Комбинированный.
Л/р №2
| 11
| Гуморальная регуляция организма.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 12
| Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 13
| Строение и значение нервной системы.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 14
| Отделы нервной системы.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 15
| Вегетативная и соматическая нервная система.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 16
| Спинной мозг.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 17
| Головной мозг.
| 1
| ИАО, муляж ГМ
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Л/р №3
| 18
| Полушария большого мозга.
| 1
| ИАО, муляж ГМ
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 19
| Заболевания нервной системы и ее профилактика.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 20
| Промежуточный контроль.
| 1
|
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
| 21
| Зрительный анализатор.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 22
| Нарушение зрение и их профилактика.
| 1
| ИАО
| Комбинированный. Л/р №4
| 23
| Анализаторы слуха и равновесия.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 24
| Нарушение слуха и их профилактика.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 25
| Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 26
| Скелет. Кости скелета.
| 1
| ИАО и ЛО, коллекция
| Комбинированный.
Л/р №5
| 27
| Скелет головы. Скелет туловища.
| 1
| ИО и ЛО, скелет человека
| Комбинированный.
Л/р №6
| 28
| Скелет конечностей.
| 1
| ИАО, скелет человека
| Комбинированный.
| 29
| Мышцы.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 30
| Работа мышц.
| 1
| ИАО
| Комбинированный. Л/р №7
| 31
| Профилактика плоскостопия и искривления позвоночника.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
Л/р №7
| 32
| Внутренняя среда организма. Кровь.
| 1
| ИАО и ЛО
| Комбинированный. Л/р №8
| 33
| Иммунитет.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 34
| Тканевая совместимость и
переливание крови.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 35
| Строение сердца. Работа сердца.
| 1
| ИАО, таблица
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 36
| Круги кровообращения.
| 1
| ИАО, таблица
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 37
| Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
Л/р №9
| 38
| Лимфатическая система и движение лимфы.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 39
| Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 40
| Органы дыхания. Строение легких.
| 1
| ИАО, таблица
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 41
| Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях.
| 1
| ИАО и ЛО
| Комбинированный.
Л/р №10
| 42
| Регуляция дыхания.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 43
| Заболевания органов дыхания и их профилактика.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 44
| Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.
| 1
| ИАО, таблица
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 45
| Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 46
| Пищеварение в желудке.
Регуляция пищеварения.
| 1
| ИАО и ЛО
| Комбинированный.
Л/р №11
| 47
| Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 48
| Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания.
| 1
| ИАО и ЛО
| Комбинированный.
Л/р №12
| 49
| Пластический и энергетический обмен.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 50
| Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 51
| Витамины, их роль в организме.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 52
| Строение и функции почек.
| 1
| ИАО, таблица
| Урок изучения первичного закрепления новых знаний.
| 53
| Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 54
| Строение и функции кожи.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 55
| Роль кожи в терморегуляции.
Закаливание.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 56
| Половая система человека.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 57
| Половые клетки. Половое созревание.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 58
| Оплодотворение и развитие зародыша.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 59
| Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 60
| Рефлекторная деятельность нервной системы.
| 1
| ИАО
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 61
| Врожденные и приобретенные формы поведения.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 62
| Биологические ритмы. Сон и его значение.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 63
| Сознание. Мышление. Речь.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 64
| Познавательные процессы и интеллект. Память.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 65
| Эмоции и темперамент.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 66
| Промежуточная аттестация.
| 1
| -
| -
| 67
| Оказание первой доврачебной помощи при травмах, кровотечениях, ожогах, обморожении.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
Л/р №13
| 68
| Оказание первой доврачебной помощи при укусах насекомых, отравлениях.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 69
| Оказание первой помощи утопающему. Потеря сознания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
| 70
| Факторы, влияющие на здоровье.
| 1
| ИАО
| Комбинированный.
Л/р №14
| |