Аннотация К рабочей программе по биологии 6-9 классах СКК Программы составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования . Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии. В специальных (коррекционных) классах (СКК) VII вида обучаются дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Дети указанной категории имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию. В рамках психолого-педагогической классификации трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности. Данные программы адаптированы на основе программ по географии для общеобразовательных учреждений с учетом рекомендаций, опубликованных в журнале «Дефектология» Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий. Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде. Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной. Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программы Биология. 6-9 классы базовый уровень, авторы: Т.С.Сухова, В.И. Строганова, И.Н.Пономарева и др., - М. : Вентана-Граф, 2008. -33-84 с. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме: для 6-го класса - 2 варианта 1 час в неделю и 2 часа в неделю. Второй вариант рекомендован в классах СКК -7 вида, где увеличено время на изучение каждой темы и выполнения практических работ. Для 7-го, 8-го и 9-го классов 2 часа в неделю. Программа по биологии для 6-9 классов построена на принципиально новой содержательной основе – биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и явления культуры. Цель программы для 6-9 классов – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры. Особенности данной программы:
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности. Для систематического и разноуровневого контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии в 6-9 классах, а также для подготовки к ГИА в 9 классе используется новое учебное пособие: Биология : 6-9 классы: тематические и итоговые контрольные работы: дидактические материалы/ Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, Е.А.Никишова, В.З.Резникова. -М.: Вентана -Граф, 2012. -288 с.: ил. - (Аттестация: школа, учитель, ученик). В пособии предлагаются задания для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по школьным курсам биологии. Все задания по типологии и форме соответствуют аттестационным материалам ЕГЭ. Вопросы, тесты и задания выстроены по вариантам в соответствии со структурой и содержанием как линейных, так и концентрических программ (линия Пономаревой И.Н. – является концентрической), обеспечивающих Обязательный минимум содержания образования по биологии. Используемые учебники для реализации данной программы: 1. Учебник для учащихся 6 класса "Биология 6 класс", Т.С. Сухова, В.И. Строганов/М.: "Вентана-Граф", 2011г. 2. Учебник для учащихся 7 класса "Биология 7 класс", В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С.Кучменко/М.: "Вентана-Граф", 2013г. 3.Учебник для учащихся 8 класса "Биология 8 класс", А.А.Каменский, Н.Ю. Сарычева, Т.С.Сухова/М.: "Вентана-Граф", 2011г. 4. Учебник для учащихся 9 класса «Основы общей биологии», И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова /М.: "Вентана-Граф", 2009 |
![]() | Примерной программы по биологии базовый уровень0; требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных... | ![]() | Фгос ООО и примерной программе по биологии. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных... |
![]() | Рабочая программа определяет конкретное содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей... | ![]() | Место дисциплины Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных... |
![]() | Примерной государственной программы по биологии основного общего образования, авторской программы Т. С. Суховой, В. И. Строгановой,... | ![]() | «Тематическое планирование» представлены перечень тем учебного предмета, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы,... |
![]() | Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии авторов Н. И. Сонина, В. Б. Захарова,... | ![]() | Рабочая программа определяет конкретное содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей... |
![]() | «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение... | ![]() | Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... |