Московская область


страница1/3
bio.na5bal.ru > Спорт > Документы
  1   2   3

администрация города реутова


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

г.РЕУТОВ
Комиссия по проведению общественных обсуждений (в форме общественных слушаний) по материалам по оценке воздействия на окружающую среду в составе проектной документации по объекту «Строительство участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург» (ВСМ-2)»
Московская область, город Реутов, ул.Ленина, 27.

тел. +7 (495) 528-32-32



ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ



г. Реутов




24 февраля 2016 года


Московская обл., г. Реутов, ул. Комсомольская, 15, шк. № 4





Председатель комиссии:








Заместитель Главы Администрации города Реутов






Покамин В.М.


Секретарь комиссии:







Эксперт отдела транспорта, связи и экологии в составе Управления по архитектуре и градостроительству Администрации города Реутов




Бердникова А.В.


Члены комиссии:







Заместитель начальника отдела по архитектуре и градостроительной деятельности в составе Управления по архитектуре и градостроительству Администрации города Реутов




Бойкова Е.В.


Начальник отдела транспорта, связи и экологии в составе Управления по архитектуре и градостроительству Администрации города Реутов




Объедков М.Н.


Заместитель председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Реутов






Павлова О.П.



Начальник Управления по архитектуре и градостроительству Администрации города Реутов




Холиков Е.В.


Представители общественных и экологических организаций:







Генеральный директор ООО «Экологическая безопасность промышленность, энергетики и транспорта»





Тушонков В.Н.


Вице-Президент Межрегиональной общественной организации содействия охране окружающей среды «Независимый институт общественной экологической экспертизы и аудита»




Спирина О.В.



Председательствующий:

Уважаемые участники слушаний!

Сегодня во исполнение распоряжения Администрации города Реутов на текущих общественных слушаниях обсуждаются материалы оценки воздействия на окружающую среду в составе проектной документации по объекту: «Строительство участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург» (ВСМ-2).

При подготовке общественных обсуждений организаторы общественных слушаний руководствовались требованиями нормативных и правовых актов, регулирующих порядок подготовки и проведения общественных обсуждений, в том числе Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденное приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 №372.

Целями проведения сегодня общественных слушаний являются:

- проинформировать общественность о намечаемой хозяйственной деятельности;

- предоставить доступ общественности к материалам по оценке воздействия на окружающую среду в составе проектной документации по объекту «Строительство участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург» (ВСМ-2);

- зарегистрировать и донести до руководства Администрации Главы города Реутов, ОАО «Скоростные магистрали», представителей проектных организаций предложения и замечания общественности, высказанные в ходе проведения общественных слушаний.

Основными принципами проведения сегодня общественных слушаний являются:

- принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

- обеспечение информирования общественности о намечаемой хозяйственной деятельности, ее привлечение к процессу проведения ОВОС .

Мы сегодня встречаемся с вами, чтобы довести до вашего сведения информацию о предусмотренных проектных решениях, материалах по ОВОС и мероприятиях по охране окружающей среды в период строительства и эксплуатации участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург (ВСМ-2).

Уверен, сегодняшняя наша встреча даст более полную картину о намечаемой хозяйственной деятельности и обеспечит объективную и положительную оценку общественностью города Реутов проводимых мероприятий в рамках намечаемой реализации проектных решений.

Через федеральную газету «Транспорт России», региональную газету «Подмосковье сегодня» и районную газету «Реут» была доведена информация об общественных обсуждениях.

Разрешите довести до вас порядок проведения общественных слушаний.

Предлагается заслушать вначале доклад. Затем – ответы на вопросы. Далее – выступления в прениях.

Желающие выступить в прениях могут заранее записаться в президиуме.

Предлагается следующий регламент доклада и выступлений: доклад – до 20 мин.; ответы на вопросы – до 20 мин.; выступления в прениях – до 7 мин. Провести слушания – без перерыва. Других предложений по регламенту докладов и выступлений нет? Нет. Тогда – это принимается к строгому исполнению!

Есть предложение – вопросы к докладчику организовать после докладов. Вопросы можно задавать из зала. Просьба, при формулировании вопросов, сообщать свою фамилию, имя и отчество. Это необходимо для оформления протокола общественных слушаний. Возражений и предложений нет?

Тогда переходим к рассмотрению повестки дня общественных слушаний.


Председательствующий:

Слово для приветствия предоставляется Дутчак Анатолию Михайловичу, заместителю начальника Технического управления ОАО «Скоростные магистрали».
Дутчак А.М. - заместитель начальника Технического управления ОАО «Скоростные магистрали»:

Добрый вечер, уважаемые жители городского округа Реутов!

Сегодня мы проводим общественные слушания. Наша главная цель сегодня - донести до вас информацию об экологических последствиях, воздействиях на социальную сферу, на жизнь города в целом, от реализации проекта по объекту: «Строительство участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург» (ВСМ-2). Мы конечно понимаем, что кроме вопросов экологии, у вас возникнет множество вопросов, которые вы бы хотели сегодня выяснить. Повестка работы сегодняшних слушаний уже была оглашена и поэтому по окончании доклада специалиста-эколога мы готовы выслушать вопросы. В первую очередь нам бы хотелось, чтобы вы выступали по теме, но тем не менее, мы готовы ответить на все вопросы, которые вас волнуют и на которые вы бы хотели получить ответы. Если возражений нет, то предлагаю начать работать и для начала я хотел бы немного ввести вас в курс дела относительно того, что это за проект.

Развитие высокоскоростного движения в нашей стране началось в начале 2000-х годов. Было много попыток довести его до высокого уровня развития. Однако в силу определенных причин это не удавалось и только сейчас создана целостная программа развития высокоскоростного движения и она нашла свое отражение в соответствующих документах, утвержденных Правительством Российской Федерации. Существует транспортная стратегия развития, которая предполагает строительство трех высокоскоростных маршрутов, это: Москва-Адлер, Москва-Санкт-Петербург и Москва- Екатеринбург, в состав которого входит участок Москва-Казань.

На сегодняшний момент Правительство Российской Федерации приняло решение, в том числе о выделении финансирования участка Москва-Казань на стадии проектирования. Кроме проектирования, одновременно идет разработка Проекта планировки и Проекта межевания этого участка. И кроме этого, проводятся комплексные инженерные изыскания, в том числе и инженерно-экологические изыскания. Для организации такой серьезной работы созданы рабочие группы в регионах, с которыми работает ОАО «РЖД», работает Заказчик ОАО «Скоростные магистрали», которое является дочерней компанией ОАО «РЖД».

Для того, чтобы создать первое впечатление о рассматриваемом на общественных слушаниях проекте, предлагаю вам посмотреть фильм об основных проектных решениях. (ДЕМОНСТРАЦИЯ ФИЛЬМА)

Председательствующий:

Слово для доклада на тему: «Об оценке воздействия на окружающую среду и мероприятиях по охране окружающей среды в период строительства и эксплуатации участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург» (ВСМ-2) предоставляется начальнику Управления экологического проектирования ОАО «Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт энергетики и транспорта «ЭНЕРГОТРАНСПРОЕКТ» Нормову Максиму Анатольевичу.


Нормов М.А. – начальник Управления экологического проектирования ОАО «Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт энергетики и транспорта «ЭНЕРГОТРАНСПРОЕКТ»:

Уважаемые участники общественных слушаний!

Настоящие общественные слушания проводятся в соответствии с требованиями «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. №372).

Целью проведения общественных обсуждений является информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.

Общие сведения.

В рамках работы экологическому обоснованию реализации проекта строительства участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань- Екатеринбург» (ВСМ 2) выполнен комплекс инженерно-экологических изысканий, осуществлена разработка предварительных материалов по ОВОС, ведется разработка экологического раздела проекта.

Инженерно-экологические изыскания проводились в летне-осенний период 2015 г., с целью:

- получения полного объема необходимой информации для разработки природоохранной части проекта строительства участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург»;

- оценки современного экологического состояния отдельных компонентов природной среды (атмосферного воздуха, уровней физических факторов, водной среды, почвы, растительности и животного мира) и экосистем в целом, их устойчивости к техногенным воздействиям и способности к восстановлению;

- исследования социальных условий проживания и здоровья населения;

- выявления возможных источников воздействия на компоненты окружающей среды, исходя из анализа современной ситуации и использования территории.

В результате инженерно-экологических изысканий для территории прохождения трассы ВСМ-2 получены новые достоверные сведения по всем обследованным компонентам окружающей среды, выполнена качественная оценка и картографирование современного состояния и развития наиболее распространенных процессов и явлений как по отдельным компонентам окружающей среды, так и экосистемы в целом. 

Выполненные изыскания заложили основу системы производственного экологического мониторинга и контроля, и при условии последующей систематизации и анализа накопленных данных и геоинформационных методов, станут базисом обеспечения экологической безопасности строительства объекта.

Общие сведения об объекте.

Высокоскоростное железнодорожное сообщение по ВСМ-2 на участке Москва-Казань организуется с целями привлечения дополнительного пассажиропотока на железнодорожный транспорт за счет создания для пассажиров более привлекательных условий перевозок:

- сокращение времени в пути,

- повышение комфортности и безопасности поездок;

- повышение уровня технической оснащенности железнодорожного транспорта средствами нового поколения;

- улучшение транспортных связей между регионами Российской Федерации;

- обеспечение повышения уровня мобильности населения страны;

- снижение экологической нагрузки от транспорта.

Расчетное время в пути в направлениях: Москва-Казань – 3 ч. 30 м.; Москва-Владимир – 1 ч. 00 м.; Москва-Нижний Новгород – 2 ч. 10 м.

В Московской области трасса пройдет по следующим районам: г.о. Реутов; г.о. Балашиха; Ногинский район; г.о. Электросталь; Павлово-посадский район; Орехово-Зуевский район.

Расчетная интенсивность движения железнодорожного транспорта по вновь возводимой трассе в границах Московской области (и, соответственно по г.о. Реутов) на 2030 г. следующая (пар поездов в сутки): высокоскоростные пассажирские – 40; ускоренные региональные – 6; почтово-багажные – 6; обкатка – 1; хозяйственные на автономном ходу – 1.

Трасса ВСМ-2 в границах г.о. Реутов проходит в существующем железнодорожном транспортном коридоре. Общая протяженность трассы в пределах округа составляет 2,98 км.

Поскольку трасса на всем своем протяжении проходит в существующем железнодорожном транспортном коридоре, каких-либо значимых экологических ограничений не фиксируется.

Следует отметить, что на всем протяжении нового железнодорожного пути в г.о. Реутов жилая застройка находится не ближе 50 м от существующего транспортного коридора, в котором предполагается строительство.

На участке прохождения трассы ВСМ-2 отсутствуют особо ценные палеонтологические, археологические, культурно-исторические объекты, культовые местности, заповедники или иные ООПТ федерального, регионального или местного значения, очаги особо опасных зоонозных инфекций, захоронения отходов I-III классов опасности.

Вообще, территории в границах в г.о. Реутов, по которым предполагается прохождение трассы ВСМ-2, по составу биокосных, биотических компонентов экосистем, наличию или состоянию популяций особо охраняемых видов животных и растений, состоянию земельных, почвенных, растительных ресурсов, не относятся к категории экологически специфичных или уникальных территорий, а совсем наоборот являются промышленно-освоенными и значительно нарушенными.

Воздействие на окружающую среду и мероприятия по его минимизации.

При анализе воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на компоненты окружающей среды и социально-экономические условия региона были выделены наиболее приоритетные направления.

Наиболее значимыми воздействиями в период строительства будут загрязнение атмосферного воздуха и воздействие физических факторов (шум, вибрации) от работающей строительной, транспортной и путевой техники. При эксплуатации ВСМ-2 основным будет являться шумовое воздействие. Воздействие на почвы, поверхностные и подземные воды, состояние геологической среды, животный мир и растительность будет минимальным.

Для оценки состояния атмосферного воздуха в г.о. Реутов получены сведения в ФГБУ «Центральное УГМС» о фоновых концентрациях загрязняющих веществ. По полученным данным не наблюдается превышений основных составляющих фон города загрязняющих веществ, таких как диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, диоксид серы и взвешенные вещества. В период строительства на границе близрасположенной жилой застройки (60 метров) возможны незначительные превышения по диоксиду азота и пыли неорганической и образуемым этими веществами групп суммаций. Данное воздействие будет иметь локальное распространение (только на участке производства работ) и ограничено во временных рамках (период проведения работ на участке). Необходимо отметить, что в расчете приняты наихудшие условия рассеивания и максимальные концентрации выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух при производстве работ. Однако, по факту на границе жилой застройки снижения качества атмосферного воздуха до значений ПДК не ожидается.

Поезда, осуществляющие движение по новому ж/д пути электрофицированы, поэтому воздействия на атмосферный воздух в период эксплуатации фактически отсутствует.

С точки зрения комфорта для жителей, проживающих в районах, примыкающих к железной дороге, основными факторами воздействия являются шум и вибрация.

В рамках инженерных экологических изысканий были проведены измерения физических факторов (шум, вибрация, электромагнитные поля) в селитебной зоне, прилегающей к существующей железной дороге. При этом были обнаружены некоторое (до 6,5%) превышения максимальных и эквивалентных уровней звука как в дневное, так и в ночное время. При этом основной вклад вносят существующие автомобильные транспортные потоки. Превышения таких факторов, как вибрация и электромагнитные поля не обнаружены ни в одной точке исследования.

Предварительные расчеты позволяют сделать выводы о допустимом воздействии на окружающую среду проектируемой железной дороги в период строительства и эксплуатации. В частности, расчеты по шуму показали, что на этапе строительства в период наиболее интенсивных работ (подготовка территории строительств и отсыпка земляного полотна) в близрасположенной жилой застройке могут наблюдаться превышения нормативов до 5-6 дБА (до 10%). Эти превышения носят локальный и временный характер. Кроме того, в ночное время суток строительство вестись не будет. Также предусматривается использование передвижных мобильных шумозащитных экранов.

Предварительные расчеты уровней звука в период эксплуатации показали, что уровни звука не увеличатся относительно существующей ситуации. При этом на расстоянии 50 м максимальные значения уровней звука с учетом существующих условий будут превышать допустимые значения на 10 дБА (18-20%) в дневное время и на 24 дБА (30-35%) – в ночное.

В связи с этим проектом предусматривается установка стационарных шумозащитных экранов и, в случае необходимости, шумозащитное остекление в жилой застройке, попадающей в зону акустического дискомфорта. Это позволит уменьшить шумовое воздействие до допустимого уровня.

Шумозащитные экраны предполагается установить на участке наиболее близко расположенной жилой застройки севернее проектируемой ж/д на участках прохождения трассы от Комсомольской улицы до Ашхабадской улицы (ул. Дзержинского - 1586 м, 5 м высотой) и далее уже южнее трассы ВСМ 2 до границы с г.о. Балашиха (протяженность – 1500 м, 5 м). Впервые в России планируется применение наиболее эффективных в условиях города шумопоглощающих экранов Г-образной формы, разработанных с учетом передового зарубежного опыта. Аналогичные шумозащитные экраны зарекомендовали себя на действующих высокоскоростных магистралях других стран.

Данные мероприятия позволят минимизировать не только воздействия от вновь проектируемого объекта, но и от существующей ж/д.

Согласно исследованиям, проводимым на действующих объектах-аналогах (в том числе зарубежных), при движении поездов уровни вибрации могут превышать предельно-допустимые на расстояние до 40 м. Расчетное расстояние достижения ПДУ вибрации с учетом существующих типов грунтов, условий увлажнения составит порядка 27 м. То есть на границе существующей селитебной зоны уровни вибрации не будут превышать допустимых значений.

На участках возможного проявления вибрации, с целью сокращения зоны дискомфорта от существующего ж/д коридора (а также и снижения уровня шума) от подвижного состава на участках близкого расположения жилых массивов, предусматривается укладка под щебеночный балласт демпфирующих антивибрационных, противошумных подбалластных матов.
Характеризуя принципиальные решения по проекту строительства ВСМ-2 необходимо отметить следующие положения, повышающие степень экологической надежности проекта:

- проектирование объекта ведется с учетом интересов всех заинтересованных сторон, с соблюдением необходимости рационального использования и сохранения ресурсного потенциала региона (трасса проходит в существующем коридоре ж/д или на небольших участках по промышленным зонам, не затрагивая прочие городские территории);

- принятые в проекте технологические и технические решения, рекомендуемые природоохранные мероприятия разработаны в соответствии с регламентирующими положениями нормативно-правовых и инструктивно-методических документов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды и управления природными ресурсами на территории Российской Федерации и г.о. Реутов и ориентированы на предупреждение и смягчение негативных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на компоненты окружающей среды.

С целью оптимального решения вопросов охраны окружающей среды, в основу разработки технологических и технических решений по строительству и эксплуатации ВСМ-2 положен принцип обеспечения максимальной надежности и безопасности проектируемых объектов. Проектом предусмотрено применение высоко технологичного и экологически надежного современного оборудования как для выполнения СМР, так и использование применяемого подвижного состава.

В целом для объекта запроектирован комплекс мероприятий организационного и технического характера по минимизации влияния на состояние отдельных компонентов окружающей среды, снижению уровней физических факторов воздействия при производстве СМР и эксплуатации объекта:

- выполнение строительных работ строго в границах отведенных площадок;

- использование только исправного автотранспорта и строительной техники с допустимыми показателями содержания загрязняющих веществ в отработанных газах;

- использование только исправного автотранспорта и строительной техники с допустимыми показателями уровней шума;

- запрет на ведение работ в ночное время на участках близрасположенной жилой застройки;

- с целью снижения пыления в теплый период года проводится систематическое увлажнение покрытия временных дорог, строительных площадок и рабочих поверхностей складов;

- укрытие сыпучих грузов во избежание сдувания и потерь при транспортировке;

- использование современного оборудования с улучшенными показателями эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу;

- обеспечение надлежащего технического обслуживания и использования строительной техники и автотранспорта;

- запрет на сверхнормативную работу двигателей автомобилей и строительной техники в режиме холостого хода в пределах стоянки на строительных площадках и объектах;

- использование (по возможности) электричества для энергообеспечения потребителей строительства;

- размещение технологического оборудования на песчано-гравийных подсыпках, имеющих гидроизоляцию и обвалование;

- использование в системе пожаротушения пены, не оказывающей вредного воздействия на окружающую среду;

- временное размещение отходов производства и потребления в специальных емкостях, в отведенных для этих целей местах;

- антикоррозийная защита емкостей хранения ГСМ и химреагентов;

- строительство канализационных сетей производственных, промливневых и хозбытовых сточных вод;

- согласование мест сброса очищенных сточных вод с местными органами водо- и рыбоохраны;

- регулярная уборка рабочих площадей в период проведения работ;

- своевременное удаление образующихся отходов со строительных площадок;

- запрет на сжигание мусора на территории строительных работ;

- техническая и биологическая рекультивация нарушенных земель на территориях временных объектов и сооружений после завершения строительства;

- компенсационное озеленение и благоустройство территории;

- складирования строительных материалов, разрабатываемого грунта и т.п. вне водоохранных и рыбоохранных зон водных объектов;

- исключение сброса грунта, мусора, строительных материалов в водоемы;

- применение материалов, не влияющих на экологический режим водоемов и химический состав грунта;

- недопущение мойки техники на берегах водоемов;

- размещение баз строительства, мест стоянки, мойки, ремонта, заправки и слива ГСМ автотранспортной и строительной техники за пределами водоохранных зон и прибрежных защитных полос пересекаемых водотоков.

Проектом предусмотрены превентивные меры по снижению риска возникновения аварийных ситуаций при строительстве и эксплуатации, предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих оперативную ликвидацию последствий аварий различного уровня.

С целью предотвращения необратимых изменений окружающей природной среды планируется в течение всего срока строительства и эксплуатации объекта проведение комплексного экологического мониторинга на специально выбранных фоновых и контрольных площадках. Систематический анализ результатов мониторинговых наблюдений будет направлен на обеспечение надлежащего контроля за уровнем антропогенной нагрузки и состоянием компонентов окружающей среды, принятие оптимальных организационных и инженерных решений по корректировке режимов работы различных производственных циклов и разработке оперативных природоохранных мероприятий во избежание долгосрочных и масштабных экологических последствий.

Предусматриваются компенсационные выплаты и экологические платежи по всем вопросам, установленным законодательством.

Выводы.

Проведенная в процессе работы оценка потенциального воздействия на окружающую среду позволяет прогнозировать, что при реализации проекта существенных изменений окружающей среды не произойдет.

Выявленные негативные воздействия на отдельные компоненты окружающей среды могут быть предотвращены, снижены до минимума и частично компенсированы комплексом природоохранных и технических мероприятий.

Предложенные проектные решения при реализации мер производственного и экологического мониторинга позволяют обеспечить требуемый уровень экологической безопасности при реализации проекта.

Реализация данного проекта будет иметь комплексное значение (транспортная связь регионов, ускоренная доставка грузов, повышение уровня мобильности населения страны) и создаст условия для дальнейшего социально-экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом.

Таким образом, можно говорить о том, что планируемая хозяйственная деятельность на рассматриваемой территории целесообразна по социально-экономическим показателям и допустима по экологическим.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Московская область iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 г. Лыткарино Московской области
Фактический адрес: 140080, Московская область, г. Лыткарино, ул. Первомайская д. 1

Московская область iconБ. И. Рукавишников М. "Физкультура и спорт", 1970 г
Сканирование и обработка книги Mike (Клуб туристов "Московская застава", Санкт-Петербург)

Московская область iconПрограмма по краеведению «Биологическое краеведение. Оренбургская...
Образовательная программа Биологическое краеведение. Оренбургская область содержит в себе краеведческий материал к курсу биологии...

Московская область icon461760, Оренбургская область, г. Абдулино, ул. Снежинская, 4 тел....
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» г. Абдулино 461760, Оренбургская область, г. Абдулино, ул. Снежинская,...

Московская область iconРешение 14. 09. 2016 г. №50
Данное решение в местах для размещения текстов муниципальных правовых актов Хреновского сельского поселения: в здании администрации...

Московская область icon456900 Челябинская область, Саткинский район, г. Бакал, ул. Ленина,...
Челябинская область, Саткинский район, г. Бакал, ул. Ленина, 23. Телефон/факс: 6-74-66, эл почта: 74322 s 012@ mail ru

Московская область iconТомская область
Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому)

Московская область iconВыпускной вечер для выпускников 11 класса
«Средняя общеобразовательная школа с. Полозаозерье» Бердюжский район Тюменская область

Московская область iconУрока: Образовательные
Широкова Светлана Геннадьевна, учитель мкоу сош п. Аркуль Нолинский район Кировская область

Московская область iconРассмотрено на заседании педагогического совета
Рф 399947 Липецкая область, Чаплыгинский район, село Колыбельское, улица Центральная, дом 35


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную