Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе


страница1/6
bio.na5bal.ru > Психология > Лекция
  1   2   3   4   5   6
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья.

Лекция подготовлена педагогом-психологом ОЦДиК Безручкиной О.В.

План лекции.

1. Общие вопросы специальной педагогики. Основные понятия и термины специальной педагогики. Предмет,объект, субъект, цели, задачи, принципы специальной педагогики. Систематика, статистика, предметные области современной специальной педагогики. Философия и специальная педагогика.

2.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Определение, принципы организации,структура и базовые компоненты психолого-педагогического сопровождения; деятельность консилиума (ПМПк) образовательной организации, содержание работы специалистов в рамках сопровождения.

3. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности взаимодействия родителей и специалистов в процессе обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Условия для оптимального развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье.

Формы работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Адлер А. Понять природу человека. — СП6., 1997.

  2. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование: Сборник статей / отв. ред. Т.Н. Гусева. — Москва: Центр «Школьная книга», 2010. — Вып. 1.

  3. Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л.Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование, 2011, N 1.

  4. Астапов В. М., Лебединская 0.11., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.

  5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. — (Практическая психология в образовании).

  6. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).

  7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983.—т. 5.

  8. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании //Директор школы. — 2007. — No 3. — с. 51—58.

  9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2004.

  10. Гилберг К., Питере Т. Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты / Пер. с англ. Деряевой О.В., под ред. Шипициной Л. М.: Исаева Д. Н. СПб.: ИСПиП, 1998.

  11. Дефектологический словарь. — М., 1970.

  12. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б. П. Пузанова. — М., 1996.

  13. Зелинский С. М. Родитель и ребенок на первой консультации // Мастерство психологического консультирования. Под ред. А. А. Бадхена, A. M. Родиной. СПб.: Европейский дом, 2002.

  14. Казакова Е. Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» // Лидеры образования. — 2004. —N 9—10. — с. 95—97.

  15. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. — М.: Изд-во Теревинф, 2010.

  16. Коркунов В.В., Лернер Д. Основные понятия и термины в специальном образовании //Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. Е. В. Ткаченко. — Екатеринбург, 1995.- Вып. 1.

  17. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии (Методическое пособие).

  18. Кумарина Г.Ф., Назарова ЯМ. Коррекционная педагогика и специальная педагогика: концептуальные основания дескрипторов // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. М.А. Галагузовой. — Екатеринбург, 1997. — Вып. 3.

  19. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996.—Ч.1.

  20. Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти (9 и 10 пересмотра), адаптированная для использования в СССР II Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. — СП6., 1999.

  21. Мещеряков А.И. Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи // Вопросы философии. 1968.— № 9.

  22. Назарова Н.М. Об изменениях в понятийном аппарате специальной педагогики и ее современных лингвосемантических проблемах II Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. Е. В. Ткаченко. — Екатеринбург, 1995. — Вып. 1.

  23. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Л. М. Шипицина. — СП6., 1997.

  24. Общие основы специальной педагогики авт. Н.М. Назарова, Л.И. Аксенов, Т.Г. Богданова, С.А. Морозов. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

  25. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения // Письмо Мин. Обр. РФ от 27.03.2000 № 27/901/6.

  26. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Опыт словаря-справочника. — Екатеринбург, 1997.

  27. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

  28. Петленко В.П. Основные методологические проблемы медицины. — Л., 1982.

  29. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г., № 288. «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

  30. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. ред. Л. М. Шипицина. — СП6., 1999.

  31. Ремезова Л.А. Организация и содержание интегрированного и дистанционного образования детей с проблемами в развитии в общеобразовательном учреждении. Самара: Изд-во СГПУ, 2007.

  32. Ремезова Л.А., Галкина О.В., Логинова Н.Н. Практическое овладение младшими школьниками с нарушением интеллекта мыслительными операциями. Самара: ПГСГА, 2010.

  33. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико- консультативная деятельность психолога образования / Под общ. ред. М.М. Семаго. — М.: Айрис Дидактика, 2004.

  34. Специальная педагогика под ред. М.Н. Назаровой. Москва. АСАDEMА 2000

  35. Терминология: дефектология (четырехъязычный глоссарий ЮНЕСКО). - ЮНЕСКО, 1977.

  36. Тихонов М. Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. — М., 1998.

  37. Философия образования / Отв. ред. А. Н. Кочергин. — М., 1996.

  38. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. М: АРКТИ, 1997.


Рекомендуемый сайт Института проблем инклюзивного образования
www.inclusive-edu.ru

Содержание лекции

1. Общие вопросы специальной педагогики. Основные понятия и термины специальной педагогики.

Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.
В международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование»: в английском языке — Sресiаl еducation, во французском — еducation, в испанском —pedagogia, еducationespecial, в немецком —Sonderpadagogik.

Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. sресiаlis — род, вид). Английский корень названия — sресiаl (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогии, ее способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека.
Совокупность знаний специальной педагогики формировалась и накапливалась в длительном процессе развития практики обучения и воспитания детей, имеющих различные физические или психические недостатки. Накопленные знания закреплялись в специфических языковых формах отражения — научных понятиях, заимствованных в медицине: «диагностика», «коррекция», «аномалия», «дефект», «слабоумный», «глухонемой», «тугоухий», «слепой» и др.

Множество понятий специальной педагогики как системы научных знаний, организуя имеющееся знание, представляет собой подвижную, развивающуюся систему.

Специалисты проводят сегодня научный анализ того понятийно терминологического наследия, которым обладает специальная педагогика и определяют соответствие понятийно-терминологического аппарата специальной педагогики тем современным концептуальным основаниям, на которых эта отрасль педагогического знания будет развиваться в ХХI в.

На рубеже 80-х и 90-х гг., с изменениями в социально-политической жизни страны, сущностный смысл термина «дефектология» был утрачен. Из «науки о дефектах» дефектология превратилась по сути в самостоятельную отрасль педагогического знания, опирающегося на ряд смежных научных отраслей, и в первую очередь на медицину и специальную психологию.

С начала 90-х гг. термин «коррекционная педагогика» параллельно используется общей педагогикой в целях обозначения сферы педагогической помощи обычным детям и подросткам, испытывающим адаптационные трудности в образовательных учреждениях общего назначения. Понятие «коррекция» относится не к ребенку, а к той социальной и образовательной среде обычной школы, которая является дискомфортной для ряда детей.

Современная специальная педагогика исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей.

Специальная педагогика пользуется такими терминами, как лица с ограниченными возможностями (жизнедеятельности); применительно к обучающимся— лица с особыми образовательными потребностями, так как ограничение возможностей участия человека с отклонениями в развитии в традиционном образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения. В этом контексте недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека.
В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация. Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «реабилитация — это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей».

Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном ее формировании.

В современных российских нормативно-правовых документах в области образования, например в Проекте закона о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, приводятся следующие определения некоторых основных терминов, используемых в области специального образования.

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Недостаток — физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.
Физический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток — совокупность физических и (или) психических недостатков.
Тяжелый недостаток — физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.
Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение — образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы специального образования
Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека с ограниченными возможностями здоровья застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться. Согласно этой теории не все категории детей с отклонениями в развитии способны к обучению. Следствием этой теории является существование в нашей стране и сегодня категории так называемых «необучаемых детей»

Современная специальная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Педагогическое искусство и современные коррекционно-образовательные технологии, любовь к ребенку, терпение и настойчивость могут творить чудеса. Об этом свидетельствует современный положительный опыт обучения так называемых «необучаемых» детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.

Принцип педагогического оптимизма предполагает иной взгляд на человека с особыми образовательными потребностями. Это не ущербный, социально малоценный индивид. Это благополучно развивающаяся и социально полноценная личность, если этого хочет общество, если оно может обеспечить для этого необходимые условия.
Принцип ранней педагогической помощи
Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей. Современное специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи, расширяя временные границы предоставления специальных образовательных услуг с первых месяцев и на протяжении всей жизни человека.

До начала 60-х гг. ХХ столетия необходимость оказания коррекционно-педагогической помощи ребенку обнаруживалась лишь тогда, когда он приходил в школу и не справлялся с программой школьного обучения. В значительной степени это было связано с разобщенностью и отсутствием единства действий медицинских и педагогических структур, необязательностью дошкольного образования , недостаточной информированностью родителей о педагогических возможностях помощи их ребенку.

Если, например, у ребенка с рождения отсутствует или нарушен слух и не предпринимались своевременно специальные педагогические меры для создания условий для речевого развития в первые месяцы и годы жизни, то сензитивный период развития речи проходит у него впустую, а начатая в более поздние сроки коррекционно-педагогическая работа уже не будет столь эффективной. Кроме того, нарушение процесса формирования и развития речи замедлит развитие познавательных процессов, вызовет своеобразное развитие всей психической деятельности, негативно скажется на процессе общения и взаимодействия с окружающими, отразится на развитии личности ребенка в целом.

Современная наука обладает необходимыми диагностическими и коррекционно-педагогическими технологиями, позволяющими предотвратить негативные тенденции развития детей раннего возраста, имеющих различные нарушения — сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, двигательные, речевые.
  1   2   3   4   5   6

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе iconАнализ работы по организации предпрофильной подготовки в 2015 -2016 учебном год
В 2015 -2016 учебном году в школе осуществлялись предпрофильная подготовка по следующим направлениям: организация работы курсов по...

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе iconПлан работы мо учителей естественно-математического цикла 2016-2017...
«Организация учебно-воспитательного процесса в школе пенитенциарного типа в условиях перехода к фгос»

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе iconЗаседание методического совета: «Организация методической работы в школе по вопросам гиа-9»
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом...

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе icon«Организация и проведение научно-исследовательской работы в боу г....
«Организация и проведение научно-исследовательской работы в боу г. Омска Гимназии №159»

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе iconЦель моей воспитательной работы в кадетской школе интернате управление...
Воспитание таких качеств как патриотизм, достоинства, порядочность,уважение к другим. В кадетской школе я работаю воспитателем 4...

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе iconРеферат (по Мероприятию 4)
«Разработка и внедрение технологий профессиональной ориентации и психологической поддержки школьников с ограниченными возможностями...

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе iconКочеткова Мария Николаевна
«Организация исследовательской деятельности в урочное и во внеурочное время в процессе преподавания биологии в основной школе»

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе iconПлан работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год по биологии и географии
Организация внеклассной работы по предметам биология и география: подготовка к Всероссийской Олимпиаде школьников (1 этап)

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе iconАнализ методической работы мобу гонжинская сош за 2014-2015 учебный год
Цель анализа: определение уровня результативности и продуктивностиметодической работы в школе

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе iconМетодические рекомендации по организации индивидуальной работы с...
Положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения)


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную