«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в системе личностно- ориентированного обучения»


bio.na5bal.ru > Литература > Урок
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителем русского языка и литературы Афониной Н.В.

Тема: «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в системе личностно- ориентированного обучения».

Актуальность и перспективность опыта.

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций. Одной из таких ключевых компетенций является коммуникативная.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.

Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
В процессе обучения были выявлены следующие проблемы:

  • Неумение выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач;

  • Неумение адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми;

  • Перегруженность содержания школьного образования;

  • Сохранение и укрепление здоровья школьников с учетом их возрастных особенностей.
    Практика показывает, что у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, а это мешает осуществить обучение языку как средству общения.

В начале работы над проблемой (2009/2010уч.год) было обращено внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затруднялись в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускали большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. 56% учащихся имели первый уровень коммуникативной компетенции, 36% - второй, 8% - третий, четвертым уровнем не владел никто (характеристика уровней компетенции в приложение 1). Качество обученности составило 47%. Качество обученности старшеклассников (10кл ) также было невысоким-41%.

Возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Поэтому наше ШМО выбрало методический темой своей работы «Формирование коммуникативной компетенции на уроках предметов гуманитарного цикла в процессе личностно- ориентированного обучения»

Данная тема соотносится с методической темой, над которой работает вся школа «Оптимизация качества образования и воспитания в условиях личностно - ориентированного обучения» Современные педагогические технологии, разнообразие форм проведения урока стимулируют интерес учащихся к предмету, развивают творческую активность. Современной личности необходимы:

-высокий уровень коммуникативной компетентности, независимость собственных суждений;

- уважением к мнению других людей;

- стремление к максимальной реализации своих возможностей,

открытость для восприятия нового опыта

- способность делать осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,

- владение нормами литературного языка, способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,

- умение решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Таким образом, актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной речи.

Цель педагогического опыта - определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.

Задачи :

  • определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;

  • повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;

  • повысить результативность обучения;

  • включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций, ученических проектов;

  • активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Объект изучения: образовательный процесс.

Предмет изучения: коммуникативная деятельность школьников на уроке

Предполагаемый результат : Если целенаправленно и систематически использовать возможности гуманитарных дисциплин для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им

  • значительно повысить качество знаний по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, иностранному языку;

  • адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми;

  • выражать свои чувства и представления о мире различными способами;

  • свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.

  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

  • повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;

  • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;

  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Концептуальность опыта.

Коммуникативная компетенция - осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Содержание понятия «Коммуникативная компетентность»

1.Вступить в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности.

2.Поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога.

3.Слушать собеседника, проявляя уважение к его мнению.

4.Высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение.

5.Стимулировать собеседника к продолжению общения.

6.Грамотно разрешать конфликты в общении.

7.Изменять при необходимости свое речевое поведение.

8. Оценивать успешность ситуации общения.

9.Корректно завершать ситуацию общения.

В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения. Однако результаты наблюдения за практикой преподавания говорят о том, что развитие коммуникативных компетенций не реализуются в преподавании в полной мере.

Теоретическая база опыта.


Компетенции являются важными результатами образования, они должны быть сформированы у всех обучающихся, пронизывать все предметы, проходить через все уровни образования, так как в процессе преподавания любого предмета можно развивать информационную, коммуникативную, языковую компетенцию и т. д. В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» указано, что общеобразовательное образование должно формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.

Компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах отечественных психологов В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, В.В.Шадрикова, П.М.Эрдниева, И.С. Якиманской. Ориентация на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности является ведущей в их работах. Проблема развития ключевых компетенции в процессе обучения рассматривается в работах дидактов (И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина) и методистов (А.Д.Дейкиной, Л.Д.Ходяковой).

А.В. Хуторский отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.

Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов.

Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способность человека реализовывать на практике свою компетентность.

Ведущая педагогическая идея опыта. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности, способной самореализоваться в современном обществе.

Технология опыта.

Как сделать так, чтобы учащимся было интересно учиться, чтобы их творческий потенциал был реализован максимально полно? Каковы способы реализации поставленных задач?
1.Современные образовательные технологии:

  • Технология развития критического мышления.

  • Исследовательская деятельность.

  • Блочное обучение.

  • Технология интегрированного обучения.

  • Проектные технологии.

  • Информационные технологии.

2.Коммуникативно- ориентированные задания:

    • Выделение главных мыслей текста.

    • Прогнозирование.

    • Диалог с текстом.

    • Включение воображения.

    • Работа над сочинением.

    • Драматизация.

    • Словесное рисование.


Оптимальность и эффективность средств.

Применение новых образовательных технологий.

Технология развития критического мышления.

Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Технология развития критического мышления относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, которая представлена на схеме
Стадии (фазы) учебного занятия.

Стадии

Задачи

Содержание

Первая стадия «Вызов»



1)Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;

2)Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

3)Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.

Вторая стадия

«Осмысление»

(реализация смысла)


1) Помочь активно воспринимать изучаемый материал;

2)Помочь соотнести старые знания с новыми.


Заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъективную позицию в учении и обучении.

Третья стадия «Рефлексия»

1)Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;

2)Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Возникает условие для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, - именно поэтому данный этап называю сотворчество.

Основное его содержание - осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания.


Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить. Примером может служить урок литературы в 8 классе «Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений», урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

Активно данная технология может применяться на уроках русского языка. Ребенок ставит перед собой вопрос :"Что я знаю?" по данной теме, формируется представление, чего он знает: "Что хочу я узнать? " На это стадии используются следующие методические приёмы: "Знаю – хочу

узнать -узнал"; продвинутая лекция; "Мозговой штурм" и другие. Так в 5-ом классе был проведен урок "Роль имени прилагательного в русском языке", в 8-ом классе "Понятие об однородных членах предложения»; в 10-ом классе "ЕГЭ: подготовка к написанию части С. Анализ текста на лингвистическую тему».
Интеграция как современная технология обучения.

Интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться главной. В основе лежит принцип интеграции (русский язык, литература, история, обществознание, иностранный язык, национальный язык) Выделяются интегрированные уроки самых различных форм. Вот некоторые из них:

    - Урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. (Обобщающий урок в 8 классе «Культура XIX века» литература, история, искусство)

    - Урок взаимопроверки. Идёт работа в группах и парах, требуется большая подготовка учащихся (Урок русского языка в 9 классе «Простые лики красоты» русский язык, литература, история, живопись).

    - Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы (Урок литературы в 8 классе «Берегите в себе человека» (размышление по рассказу А.П.Чехова «О любви» литература, русский язык, музыка)

    - Урок-издание газеты или альманаха. Группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам, а результаты работы и составляют содержание предполагаемого издания («Экологическая газета», «Экологическая сказка» русский язык, биология)

    -Уроки, основанные на имитации деятельности или организации: «Суд», «Следствие», «Учёный совет» и др.

    -Уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. (Урок русского языка «Большой России малый уголок» сочинение в публицистическом жанре)

    - Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок- гостиная («Болдинская осень», «Все мысли о тебе, моя Россия»)

ИКТ технологии и их возможности.   

  • Информационно-коммуникационные технологии повышают профессиональный уровень самого учителя. В 8-9 классах можно практиковать работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока, строить уроки на основе защиты проектных работ учащихся с использованием ИКТ. С помощью MS Word ребята учатся оформлять свои рефераты и исследования. В старших классах ИКТ дает возможность ученикам совершенствоваться и самоактуализироваться, издавая школьную газету, участвуя в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах; размещать творческие и исследовательские работы в Интернете; получать дополнительную информацию по интересующему вопросу через общение при помощи электронной почты, on-line, видеоконференций и др.

Уроки с использование ИКТ разные по форме: уроки с мультимедийными пособиями, уроки с использованием компьютерной презентации (уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, лекция, урок-обобщение, научная конференция, защита проектов, презентация, дискуссия в режиме Интернет-конференции), урок защиты проектных работ, урок с использованием компьютерных форм контроля. Все ранее перечисленные уроки проводились с использованием ИКТ технологии

Проектная технология.

Метод проекта наиболее ярко демонстрирует социально- коммуникативную роль языка. В технологии учебного процесса данный метод развивает в учениках самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных. Практика показывает, что учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе – вот суть метода проектов.

Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М.Достоевского «Мир романа «Преступление и наказание» проходил как защита исследовательских проектов». Урок «Мой серебряный век» позволил ребятам рассказать о полюбившемся поэте , выбрав наиболее интересную для него форму: презентацию, клип, серию рисунков и иллюстраций к произведениям.

Очень важно, чтобы в процессе обучения ученик чётко представлял, что возможности, которые даёт знание языка, необходимы ему для самореализации и успешности в дальнейшей жизни.

Устная компетенция:

  • Все формы учебного диалога

  • Доклады и сообщения

  • Учебные исследования и учебные проекты

  • Опросы, беседы, интервью, обсуждение, дискуссии, диспуты

  • Защита исследовательских работ

  • Выступления в качестве ведущих

Письменная компетенция:

  • Анкетирование или письменное интервью.

  • Размещение текстов на Интернет - форуме.

Электронная почта

  • Заметки, статьи в СМИ.

  • Написание текстов различных стилей и жанров.

  • Написание сочинения- рассуждения при сдаче ЕГЭ и ГИА.


Результативность работы.


  • у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

  • более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

  • повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;

  • повысился уровень коммуникативной компетенции:


Результативность деятельности учащихся по русскому языку и литературе. Показ позитивной динамики достижений обучающихся за последние 4 года.

2009-2010 учебный год.

предмет

класс

качество

средний балл

успеваемость

Русский язык



54

3,7

100






56

3,6

100






57

3,6

100




итого

55

3,6

100

2010-2011 учебный год.

предмет

класс

качество

средний балл

успеваемость

Русский язык



54

3,7

100






57

3,6

100






55

3,6

100




итого

55

3,6

100



2011-2012 учебный год

предмет

класс

качество

средний балл

успеваемость

Русский язык



59

3,9

100






57

3,7

100






56

3,6

100




итого

57

3,7

100

2013-2014 учебный год

предмет

класс

качество

средний балл

успеваемость

Русский язык



55

3,7

100






59

3,7

100




10А

56

3,7

100




итого

57

3,7

100



2009-2010 учебный год.

предмет

класс

качество

средний балл

успеваемость

литература



64

3,8

100






59

3,9

100






73

4

100




итого

66

3,8

100



2010-2011учебный год.

предмет

класс

качество

средний балл

успеваемость

литература



66

3,8

100






59

3,9

100






72

4

100




итого

66

3,8

100

2011-2012 учебный год

предмет

класс

качество

средний балл

успеваемость

литература



66

3,8

100






62

4

100






72

4

100




итого

66

3,9

100

2013-2014 учебный год

предмет

класс

качество

средний балл

успеваемость

литература



74

4

100






66

3,9

100




10А

70

4

100




итого

70

4

100



Результаты выпускных экзаменов в форме ГИА:

Уч. год

Кол-во сдававших ГИА

Качество

Средний балл

Средний балл по республике

2011-2012


31

79% (от 90% сдававших)

4

3,9

2012-2013


24

62% (от 98% сдававших)

3,9

3,8

Результаты внеурочной деятельности по предмету.

Учебн. год

Мероприятие

ученик

класс

результат

2010-2011

Городской конкурс сочинений «Саранск- мой любимый город»

Афонин А.

10А

1 место

2010-2011

Городской конкурс сочинений «Экологическая сказка»

Осипова А.



призёр

2013-2014

Городской этап конкурса сочинений,посвящённого 292 годовщине прокуратуры России.


Сергеева К.

11 А

призёр

2013-2014

Международная игра- конкурс «Русский медвежонок. Языкознание для всех»

Назаров В.

11 А

Диплом III степени

Различные формы и методы работы применяются не только на уроках, но и на факультативных и элективных занятиях, темы которых углубляют и дополняют учебную деятельность: «Риторика»5-7классы, «История зарубежной литературы» 5-7 классы, «Культура речи. Языковая норма» 8-9 классы, «Практическая стилистика», «Основы делового общения»

10-11классы, Таким образом, при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции возможен положительный результат.

Опыт работы обсуждался на заседании школьного МО учителей (протокол № 3 от 2.02.2012г.).

Методическая ценность. Представление опыта работы.

Данная методическая разработка (или ее компоненты) были представлены на разных уровнях:

- опыт обсуждался на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы (протокол № 3 от 2.02.2011г., протокол № 2 от 2012)

- система работ по данной проблеме была представлена на НПК в рамках курсов повышение квалификации. Тема выступления: «Реализация межпредметных связей как один из способов формирования коммуникативной компетенции учащихся»

- открытый урок литературы для слушателей МРИО по теме: «Берегите в себе человека!» (урок- размышление по рассказу А.П.Чехова «О любви»).

Заключение


«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию. Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции..

Формирование коммуникативной компетенции не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Список использованной литературы


1.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.

2.Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105.

3.Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984.
4. Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990

5.Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ.

1993, №3. – С.31-38

6. Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам// Газета «Русский язык». – 2001, №17

7. Соколова О. В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе .— Пермь: Меркурий, 2011
8.Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в системе личностно- ориентированного обучения» iconСтатья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в системе личностно- ориентированного обучения» iconМетодика применения игровых технологий на уроках русского языка как...
Трактовка термина «технология» (в психолого – педагогической литературе)

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в системе личностно- ориентированного обучения» icon«Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно...
Целостное описание опыта работы по теме: «Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно – ориентированного...

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в системе личностно- ориентированного обучения» iconФормирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка и литературы

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в системе личностно- ориентированного обучения» iconСловарная (лексическая) работа на уроках русского языка в средней школе как
Автор: учитель русского языка и литературы гбоу сош №420 Колпинского района г. Санкт

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в системе личностно- ориентированного обучения» iconСписок учителей методического объединения естественно – математического цикла
Масленникова Ирина Валерьевна – «Информационные и компьютерные технологии в системе личностно-ориентированного обучения»

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в системе личностно- ориентированного обучения» iconИспользование Интернет-ресурсов на уроках английского языка как средства...
Развитие речевых умений с помощью материалов, взятых из сети Интернет

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в системе личностно- ориентированного обучения» iconУрока биологии, русского языка и литературы в 6 классе Тема: «Человек и природа.»
Методическая разработка интегрированного урока биологии, русского языка и литературы в 6 классе

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в системе личностно- ориентированного обучения» iconОбщий стаж/ стаж в данном доу
Филолог, преподаватель мордовского языка и литературы, русского языка и литературы

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в системе личностно- ориентированного обучения» iconИспользование современных педагогических технологий в формировании...
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка г. Ленска»


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную