Спирты, их влияние на здоровье человека


bio.na5bal.ru > Химия > Урок
ГБОУ СО СПО «Саратовский техникум промышленных

технологий и автомобильного сервиса»

Спирты, их влияние на здоровье человека.

э.jpeg
Подготовила и провела

преподаватель химии

Богачева В.К.


г. Красноармейск

2013
Тема урока: Спирты, их влияние на здоровье человека.

Задачи:

1)Образовательные:

- рассмотреть особенности строения, физические, химические свойства ,получение и применение спиртов; познакомить учащихся с пагубным влиянием этанола и метанола на организм человека;алкоголизм-социальная болезнь.

2) Развивающие :

- развить память , внимание, мышление, умение находить взаимосвязь строения и физических свойств у спиртов; обобщать и делать выводы;

- работать с химическими веществами, соблюдая технику безопасности;

- сформировать потребность в здоровом образе жизни.; продолжить формирование идеи познаваемости мира, максимально связав тему урока с жизнью;
3) Воспитательные:

- воспитать у учащихся аккуратность, инициативу;

- научно обосновать вред алкоголя на организм человека для формирования здорового образа жизни.

- воспитание социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с биологией, историей, литературой, ОБЖ.
Тип урока: изучение нового материала- интегрированный урок (химии с биологией, историей, литературой, ОБЖ)

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация;

- учебник «Химия 10 класс» .Базовый уровень, Габриелян О.С.,

- раздаточный материал:

на каждого ученика : тест «Спирты» и таблица «Заболевания, вызываемые алкоголем», инструктивная карта для лабораторной работы .

- наглядный материал: лак для волос, лосьон после бритья, шампунь, настойка календулы.

- реактивы для выполнения опытов : этиловый спирт, растворы гидроксида натрия и сульфата меди, хлорид натрия (соль) спиртовка, спички;

- Видеоопыты: Взаимодействие спиртов с щелочными и щелочноземельными металлами; Внутримолекулярная дегидратация спиртов; Реакция окисления с СuO; Получение уксусноэтилового эфира.

- Короткометражное видео:

  • Фильм статистика

  • Влияние алкоголя на пищевод

  • Влияние алкоголя на желудок

  • Влияние алкоголя на печень

  • Влияние алкоголя на сердце

  • Влияние алкоголя на мозг

  • За столом 10 человек





Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

№ слайда

1

Организационный момент

2 мин

Подготовка и настрой учащихся на урок

Слушают учителя




2

Мотивация учебной деятельности

5 мин

Посмотрев на слайд и наглядный материал( лак для волос, лосьон после бритья, шампунь, настойка календулы) попробуйте определить тему нашего урока?

- Что сегодня мы должны узнать о спиртах?

- Будьте очень внимательны, в конце урока будет тестовая работа по спиртам, и заполнение таблицы «Заболевания, вызываемые алкоголем»

Учащиеся устно определяют тему урока – «Спирты».

- Высказывают предположения, что они могут сегодня узнать о спиртах.



№1 «Что объединяет все эти рисунки»

3

Сообщение темы, цели задач занятия

2 мин

- Задачи урока –учитель зачитывает по слайду. Дополнительно - эти же задачи записаны на доске и сохраняются в течение всего урока.

Учащиеся записывают тему урока и число в тетрадях

№2 «Спирты , их влияние на организм человека»

№3 «Задачи»

4

Актуализация опорных знаний студентов

1 мин


- Вспомните, с каким спиртом мы чаще всего встречаемся по жизни?



Устно отвечают:

–с этиловым спиртом




5

Новая тема

65 мин


Учитель вместе с учащимися по слайду разбирают:

1) какие органические соединения называются кислородсодержащими; Какие классы органических веществ относятся к кислородсодержащим ?

Что такое функциональная группа?

2)Выполните задание №1 «Выбери незнакомца» и задание №2



_Устно отвечают по слайду на вопросы учителя . Определение функциональной группы записывают в тетради.
Устно в задании №1 находят незнакомцев-спирты и во №2 задании- из этана и пропана образуют спирты.


№4 «Кислородсодержащие органические соединения»


№5 «Выбери незнакомца»

3) Какую функциональную группы имеют спирты?

- Исходя из общей формулы, попытайтесь дать определение спиртам.

По общей формуле пытаются определить функциональную группу спиртов, дать определение спиртов.

Записывают в тетрадях функциональную группу, общую формулу определение спиртов по слайду.


№6 «Спирты(алканолы, алкоголи)

4)По каким признакам можно проклассифицировать карбоновые кислоты?


Опираясь на учебник и примеры на слайдах объясняют классификацию спиртов.

№7 ,№8 «Классификация спиртов»

5) Как и все органические вещества, спирты имеют свой гомологический ряд.

Учащиеся по очереди зачитывают гомологический ряд спиртов.


№9 «Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов»

6) Разберем номенклатуру спиртов. Учитель на примере 3-метилгексанола -2 объясняет , как даются названия спиртам.
- Попробуйте самостоятельно дать названия следующим спиртам.
Правильность определяем по щелчку мышки

Учащиеся слушают и запоминают , алгоритм записывают в тетради.

- Устно дают названия спиртам, записанным на слайде..

№10 «Номенклатура спиртов»
№11 «Назовите соединения»

7) Какие же виды изомерии характерны для спиртов?
Правильность определяем по щелчку мышки .


Учащиеся по формулам пытаются определить возможные виды изомерии спиртов.

№12 «Изомерия спиртов»

8)В ходе каких реакций можно получить спирты? Какой способ получения этилового спирта применяется в быту?

Учащиеся по очереди , опираясь на слайд отвечают на вопросы.

№13 «Получение спиртов»

9)Физические свойства спиртов. Учитель предлагает учащимся рассмотреть и понюхать( вспоминаем , как правильно это делать) этиловый спирт .

Проблемный вопрос:

Гомологический ряд алканов, алкенов, алкинов начинается с газообразных веществ, а среди к спиртов газов нет. С чем это связано?


Какие ещё физические свойства спиртов обусловлены наличием водородных связей между молекулами?

Учащийся по слайду

Зачитывает физические свойства низших и высших спиртов.

Учащиеся отвечают:

-Среди спиртов нет газов, т.к. между их молекулами возникают водородные связи.

Устно отвечают на вопрос.

№14 «Физические свойства спиртов»

10) Рассмотрим химические свойства спиртов.

Записывают уравнения реакций и просматривают видеоопыты:

Взаимодействие спиртов с щелочными и щелочноземельными металлами; Внутримолекулярная дегидратация спиртов; Реакция окисления с СuO; Получение уксусноэтилового эфира.


№15-18 «Химические свойства спиртов»

11) Применение этанола

- Применяется ли в парикмахерских этиловый спирт?

Сообщение учащегося

№19-21 «Применение этанола»

12)Рассмотрим кратко историю возникновения алкоголя и спирты в России



Двое учащийся зачитывает по слайду.


№22,23

«Из истории возникновения алкоголя»

13)Что же такое алкоголь и спиртные напитки?

Рассмотрим , сколько грамм этанола содержится в различных видах алкогольной продукции?
Какая доля алкоголя считается смертельной для человека?

Учащиеся зачитывают определения по слайду и разбирают схему получения из глюкозы алкогольных напитков.

- Учащиеся по очереди отвечают на вопрос , опираясь на слайд.


№24 «Что такое алкоголь?»
№25 «Алкогольная продукция»

14) Потребление алкоголя в наши дни стало настоящим бедствием.

Посмотрим фильм «Статистика»

- Сколько процентов жителей России регулярно употребляют алкоголь?

- Сколько литров чистого спирта выпивают они за год?
- Как же обстоят дела в нашем техникуме с употреблением алкоголя?

Анкетирование прошли 47 человек:

26 девушек и 21 юноша.


- Какой спиртной напиток чаще употребляет наша молодежь? Понравилась ли их большей части спиртное? Знает ли о последствиях употребления алкоголя наша молодежь?

- Какой процент молодежи , не употребляет алкоголь?

Просматривают фильм и отвечают на вопросы.

По результатам анкетирования мотивы , чаще остальных побуждающие молодежь употреблять алкоголь, вышло: потому что скучно, чтобы легче было общаться с другими людьми, чтобы придать себе смелости.
- Учащиеся, опираясь на таблицу, отвечают на вопросы преподавателя.

№26 Фильм «Статистика»

№27 « Как же обстоят дела в нашем техникуме с употреблением алкоголя?»



15) Рассмотрим путь алкоголя в организме человека по схеме.

Учащиеся объясняют по схеме путь алкоголя в организме человека

№28 «Путь алкоголя в организме человека»

16) При попадании алкоголя в организм первыми страдают пищевод и желудок.

- Как же влияет алкоголь на пищевод?

Просматривают фильм «Влияние алкоголя на пищевод»


№29 «Влияние алкоголя на пищевод»

17) Лабораторная работа «Химические свойства этанола в организме»

Опыт « Воздействие спирта на желудок» (денатурация мышечных волокон)

Если время ограничено, можно опыт провести заранее и показать результат.

Просмотрите фильм «Влияние алкоголя на желудок»

- Какие заболевания желудка может вызвать алкоголь?


Вспоминают технику безопасности при работе с щелочами ,спиртовкой.

- Учащиеся по инструктивной карточке выполняют опыт , устно отвечают на вопросы и делают выводы.
Учащиеся просматривают фильм и отвечают на вопрос.


№30 Опыт «Воздействие спирта на желудок» (денатурация мышечных волокон)

№31 «Влияние алкоголя на желудок»



18) Что происходит с этанолом в печени?
- В каком случае происходит полный распад этанола до конечных продуктов- СО2 и Н2О?

- Перечислите промежуточные продукты распада этанола? Какой из них вызывает мутации и уродства у эмбрионов?

Учащиеся вместе с учителем по схеме прослеживают окисление этанола в печени.

№32 «Метаболизм алкоголя в печени»

19) Опыт №2 «Воздействие спирта на печень»
Если время ограничено, можно опыт провести заранее и показать результат.

Просмотрите фильм «Воздействие алкоголя на печень»

- Какие изменения происходят с печенью при систематическом употреблении алкоголя?

- Учащиеся по инструктивной карточке выполняют опыт , устно отвечают на вопросы и делают выводы.
Просматривают фильм и отвечают на вопрос.

№33 «Воздействие спирта на печень»


№34 «Воздействие алкоголя на печень»


20)Физкультминутка:

-выполняем упражнения для снятия напряжения с глаз .

Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз

№35Физкультминутка

21) Какое влияние оказывает алкоголь на сердечно-сосудистую систему?
-Чем опасен пивной алкоголизм?


Просмотрите фильм «Влияние алкоголя на сердце»

учащиеся самостоятельно читают по слайду и отвечают на вопрос.

- 1 учащийся зачитывает по слайду ,а остальные отвечают на вопрос, опираясь на слайд


№36 «Влияние алкоголя на сердечно-сосудистую систему»

№37 «Пивной алкоголизм»

№38 «Влияние алкоголя на сердце»

22)Опыт №3 «Воздействие спирта на репродуктивную систему»

Если время ограничено, можно опыт провести заранее и показать результат.


Послушаем сообщение о влиянии алкоголя на репродуктивную систему.

- Каких детей называют «грудными алкоголиками»? Что такое «фетальный алкогольный синдром»

- Учащиеся по инструктивной карточке выполняют опыт , устно отвечают на вопросы и делают выводы.
Один из учащихся делает сообщение. После- учащиеся отвечают на вопросы.

№39 «Воздействие спирта на репродуктивную систему»
№40-43

23)Какие изменения происходят в головном мозге под влиянием алкоголя?
- Каковы основные черты характера алкоголика?


Просмотрим фильм «Влияние алкоголя на мозг»

Учащийся делает сообщение и задает остальным учащимся проблемные вопросы:Почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?

Почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?
Учащиеся просматривают фильм и отвечают на вопросы преподавателя.

№44-46


№47

24)Обобщим сведения о влиянии алкоголя на организм человека

(биология и литература –межпредметная связь)

- А сейчас самостоятельно заполним таблицу «Заболевания, вызываемые алкоголем»

Учащиеся по очереди зачитывают последствия употребления спиртных напитков.
Учащиеся выполняют задание


№48
№49

25) Прочтите стих и скажите , кто же и раб, и нищ, и одинок? Почему?
Алкоголизм - заболевание, обусловленное пристрастием человека к употреблению алкоголя. Сколько различают стадий алкоголизма ?
- Какие факторы влияют на формирование зависимости от алкоголя?

Отвечают на вопросы?
Учащиеся по очереди характеризуют стадии алкоголизма, опираясь на слайд.
-Объясняют каждый из факторов, влияющих на формирование зависимости


№50

№51

№52

26) В алкогольных напитках (суррогатах) наряду с этанолом может встречаться еще и метанол . Чем он опасен для организма? Ваши действия при оказании первой помощи при отравлении метанолом?

Один из учащихся читает сообщение после чего остальные отвечают на вопросы

№53

27) От вина до вины один шаг.
Просмотр фильма «За столом 10 человек »

Учащиеся зачитывают по слайду к каким социальным бедствием может стать алкоголь.

Просматривают фильм

№54 « От вина до вины один шаг»

№55 «За столом 10 человек »

28) Какие меры наказания существовали в разных странах за употребление спиртного? Какую медаль учредил Петр 1 пьяницам?

- Как в законах разных стран отражена борьба с алкоголизмом?

учащихся по очереди зачитывают по слайду и отвечают на вопросы

№56-58

29) Прочтите высказывания известных людей о пагубном влиянии алкоголя

учащихся по очереди зачитывают по слайду

зачитывают стих «Очнись , великая Россия!»

№59-62



6

Выводы

2 мин

Какие выводы можно сделать по изученной теме?

Учащиеся зачитывают выводы по спиртам

№63,64

7

Закрепление знаний

7 мин

А сейчас проведем тестовую работу по теме «Спирты»

Выполняют тестовую работу письменно.

-

8

Домашнее задание

3 мин

1.Составить кроссворд по теме «Спирты, их влияние на здоровье человека»

2.Подготовить сообщение по этиленгликолю и глицерину.

3. Упражнение №9 стр.86.


Записывают домашнее задание в тетрадях.



№65

9

Итоги урока

2 мин

Подводятся итоги урока. Выставляются оценки за устные ответы ,подготовку сообщений. За тесты «Спирты », таблицу «Заболевания, вызываемые алкоголем» оценки будут выставлены после проверки.





№66 Берегите себя и близких! Спасибо за внимание!

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Спирты, их влияние на здоровье человека icon«Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека»
...

Спирты, их влияние на здоровье человека iconИсследовательская работа
Влияние жизнедеятельности человека, на его здоровье. Местные экологические проблемы, возможные пути их преодоления

Спирты, их влияние на здоровье человека iconИсследовательская работа «влияние сотового телефона на здоровье человека»
Термический эффект не термический эффект отрицательного воздействия сотового телефона

Спирты, их влияние на здоровье человека iconИзучить влияние на здоровье составляющих компонентов дезодорантов и антиперспирантов
Речь идет о влиянии использовании дезодорантов и антиперспирантов на организм человека. Проанализированы результаты исследований...

Спирты, их влияние на здоровье человека iconПлан Введение Курение и его влияние на организм человека Алкоголизм...
Привычками называют формы поведения человека, возникающие в процессе обучения и многократного повторения различных жизненных ситуаций,...

Спирты, их влияние на здоровье человека iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Стойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование...

Спирты, их влияние на здоровье человека iconИсследование воздействия факторов среды на здоровье человека
Физическое и психическое здоровье это тонкий механизм, работа которого напрямую зависит от окружающих нас факторов — звуков, объектов,...

Спирты, их влияние на здоровье человека iconАналитически отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный...
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых...

Спирты, их влияние на здоровье человека iconТруд целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих...
Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма...

Спирты, их влияние на здоровье человека iconЗадачи: Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения...
Цель: создание условия для осмысления родителями влияния сотового телефона на детский организм


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную