Воспитательные возможности урока физики / из опыта работы Бакус Л. Р


bio.na5bal.ru > Физика > Урок
Воспитательные возможности урока физики
/ из опыта работы Бакус Л.Р./


«Моральные качества личности

имеют большее значение,

чем интеллектуальные достижения»

А.Эйнштейн

I.Место физики среди школьных дисциплин

  • Физика занимает особое место среди школьных дисциплин.

  • Физика - основа научно-технического прогресса

  • создаёт у учащихся представление о научной картине мира.

  • показывает гуманистическую сущность научных знаний

  • подчёркивает нравственную ценность знаний,

  • формирует творческие способности учащихся,

  • формирует мировоззрение учащихся,

  • способствует воспитанию высоконравственной личности,

что является основной целью обучения.

II.Воспитательные возможности урока физики

Изучение физики по программе для общеобразовательных учреждений на базовом уровне направлено на достижение целей по освоению знаний, овладению умениями, развитию навыков по предмету, а также по воспитанию :

  • убеждённости в возможности познания законов природы;

  • использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; использованию приобретённых знаний и умений

  • для решения практических задач повседневной жизни,

  • обеспечения безопасности собственной жизни,

  • рационального природопользования и охраны окружающей среды.

С целью решения актуальной для современной школы задачи оптимизации учебно-воспитательного процесса использую технологии:

  • технология личностно – ориентированного обучения И.С.Якиманской (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия)

  • межпредметных связей.

  • здоровьесберегающая технология (формирование экологической компетентности учащихся и воспитания у них экологической грамотности).

Ведущие формы проведения занятий:

  • беседы, практические работы, обмен информацией, наблюдения и опыты, игры и другие формы с активным использованием наглядности, созданием проблемных ситуаций, опорой на жизненный опыт учащихся.

Мощное средство воспитания личности школьников на уроке физики

связь обучения с жизнью, практикой, бытом. Эту связь я реализую путём использования на уроках физики межпредметных связей.
III.Использование межпредметных связей на уроках физики

Целый ряд физических сведений получают учащиеся на уроках биологии, экологии, географии, природоведения за счёт наблюдений за растительным, животным миром, природными явлениями, это даёт возможность:

  • разнообразить уроки,

  • сделать их увлекательными,

  • запоминающимися,

  • воспитывающими.

Межпредметные связи содействуют:

  • формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы,

  • помогают им использовать свои знания при решении практических и экспериментальных задач.

Цель применения:

способствовать развитию интереса к естественным наукам, формированию мировоззрения учащихся, воспитанию личности школьника.

Задачи применения:

  • расширение знаний учащихся по физике;

  • приобретение практических, информационных, коммуникативных умений;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач, выполнения опытов, подготовки творческих работ;


IV.Воспитывающие возможности задач

Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащегося и их навыки применения знаний на практике, содействовать развитию у учеников положительных черт характера.

Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и лучше познать то, что он уже знает, то есть сделать "живыми" уже имеющиеся у него основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить их.

Использую:

  • задачи мини – рассказы;

  • задачи, затрагивающие личностные качества человека;

  • занимательные задачи;

  • задачи с нетипичными ситуациями;

  • задачи с бытовым содержанием;

  • задачи с доп. познавательной информацией;

  • задачи – исследования;

  • сюжетные задачи;

  • задачи с художественным содержанием;

V.Функции сюжетных задач и задач с художественным содержанием
Сюжетные задачи – задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определённых количественных характеристик или значений.

  • учат видеть и правильно объяснять с точки зрения физики повседневные явления.

  • содержат в себе информацию, активизирующую познавательную деятельность и эмоциональную сферу ученика на различных этапах урока.

  • могут выполнять в процессе обучения физике побуждающую, познавательную, воспитывающую, развивающую, контролирующую функции.

Задачи с художественным содержанием - задачи, в содержании которых использован текст или мотивы художественных произведений

  • привлекают фрагменты с элементами литературы, истории

  • формируют у учащихся любовь к природе, родному краю,

  • обогащать образное мышление,

  • развивать фантазию, что является необходимым фактором успешного усвоения учебного предмета.


VI.Использование на уроках физики сюжетных задач и задач с

художественным содержанием

  • я представляю свой опыт по применению таких выразительных средств, как использование отрывков из стихотворений русского писателя И.А.Бунина (учащиеся получают задания составить к ним вопросы и ответить на них);

  • использование фрагментов текстов из статей любителя природы и человека необычайно талантливого, создавшего оригинальный жанр коротких рассказов - размышлений о природе Василия Пескова (информация, полученная из этих фрагментов, помогает учащимся в ответе на вопросы или составлении к ним вопросов);

  • использование фрагментов музыкальных произведений русских композиторов П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова (динамические паузы);

  • использование ярких выразительных фотографий из сети Интернет;

  • использование физкультминуток, органично вписывающихся в канву мероприятия.

  • Для более эффективного решения поставленных задач я конструирую качественные вопросы и расчётные задачи в виде небольших сюжетов.

  • Использую на различных типах уроков; на различных этапах урока в соответствии с целями уроков.

VII.Роль домашнего физического эксперимента

Современные процессы социального обновления, протекающие в обществе,

востребовали человека:

  • способного творчески, аналитически решать личные и общественные проблемы,

  • сознательно строить свой внутренний и духовный мир.

Производству требуются специалисты, обладающие не только необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и такими качествами,

  • самостоятельность,

  • организованность,

  • способность решать творческие задачи,

  • проектировать собственную деятельность,

  • проявляющие готовность к самообразованию и саморазвитию,

  • к ускоренной адаптации,

  • к изменениям в производстве, в социальном пространстве.

  •  Прерогативой преподавания физики всегда являлся физический эксперимент.

Домашние экспериментальные работы – вид деятельности учащихся, в котором они могут проявить свои творческие способности.

  • Владение современными технологиями существенно повысит качество работы и представления её результатов.

  • Эффективным способом обучения учащихся созданию микропрезентаций в ходе выполнения домашних практических работ, позволяют подготовить учащихся к дальнейшей проектной деятельности.


VIII. Использование домашнего физического эксперимента

Провожу занимательные и одновременно познавательные домашние физически опыты, начиная с седьмого класса. Считаю наиболее важными опытами те, которые

  • наиболее соответствуют интересам детей,

  • учитывают их предварительную подготовку по технологии производства, а также

  • математические способности,

  • непременным условием всех опытов должна являться их безопасность.

Обращение к истории науки при подготовке серии домашних экспериментальных заданий покажет ученику, как труден и длителен путь учёного к истине, которая формулируется сегодня в виде короткого уравнения или закона.

Мой опыт преподавания показывает, что подобное обращение к истории науки и техники имеет большое воспитательное значение:

  • домашний физический эксперимент является составной частью общественно – полезного производительного труда,

  • в процессе этого труда школьники не только знакомятся с различными профессиями, практически проверяют себя, «примеряют» себя к тем или иным сферам производства, профессиям,

  • но и учитель получает благоприятные условия для изучения личности школьника. У учителя физики появляется уникальная возможность не только рассказывать о физ. явлениях и законах, но и найти способы настолько приблизить эти явления к ученикам, чтобы они стали вместе с ним исследователями этих явлений.

  • уверенность учащихся в возможности экспериментального подтверждения научных фактов заставляет с особым уважением относиться к предмету, где каждое положение доказуемо.

IX.Перечень уроков, представленных в данной статье:
1/ Урок «Диффузия» 7 класс /фрагмент/

2/ Урок «Расчёт пути и времени движения» 7 кл. /фрагмент/

3/ Урок «Расчёт массы и объёма тела» 7 класс /фрагмент/

4/ Урок «Атмосферное давление» 7 класс /фрагмент/

5/ Урок «Гидравлический пресс» 7класс /фрагмент/
Цели и задачи уроков:

1)Учить

  • формировать знания о физических величинах, явлениях, законах.

  • иллюстрировать физические явления и законы физики примерами из биологии, географии, экологии.

  • детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группе.

2)Развивать

  • познавательную активность учащихся,

  • диалектическое и системное мышление, гибкость ума, смекалку, речь,

  • умение переносить и обобщать знания из разных предметов,

  • умение работать над замыслом

3)Воспитывать

  • любовь к природе, родному краю,

  • экологическую грамотность с использованием здоровьесберегающего элемента,

  • бережно относиться к своему здоровью,

  • использовать полученные знания в повседневно,

  • чувство ответственности за порученное дело,

  • уважению к труду,

  • эмоциональную сферу учащихся посредством включения в канву урока музыкальных произведений, выразительных худ. средств ( поэзия, фотографии и видеофрагменты природных пейзажей)




  • Урок «Диффузия» 7 класс /фрагмент/


Учитель: Дорогие путешественники!

Наш путь лежит по родным просторам: через леса, через поля. Мы будем любоваться нашей природой, дышали чистым воздухом, укреплять своё здоровье вдали от шумного и пыльного города.

В пути вы должны помогать друг другу, чтобы избежать ушибов и травм.
ПРИВАЛ «НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ»

При 8-часовой работе двигателя

расходуется 380 кг кислорода

Такое же кол-во кислорода

выделяет 1 га леса

в течение почти 2-х суток




Человек потребляет в сутки в среднем

1 кг пищи, 2 кг воды и около 2,5 кг воздуха

Кожа дышит «чистым» воздухом.

30% кислорода поступает в организм

через кожу.



картинка 183 из 5498
I. Задания группам: «Экологические»

Группа №1

1.Как происходит процесс очистки воздуха лесом?

Группа №2

2.Чем объясняется, что пыль не спадает с поверхности, обращенной вниз?

Группа №3

3.Пояснить смысл мордовской народной пословицы: «Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади».
II. Задания командам: «Поэтические»

Прочтите отрывки из стихотворений певца русской природы Ивана Бунина.

Составьте к ним вопрос. Ответьте на него.

Обратите внимание на выделенные слова (они помогут вам узнать физическое явление).

картинка 79 из 94картинка 30 из 25329
Группа № 1 Группа №2

«..И в молодом березняке «Чем жарче день, тем сладостней в бору

Грибами пахнет и листвою» Дышать смолистым свежим ароматом»

картинка 145 из 110843
Группа №3

«Полями пахнет, - свежих трав, От сенокосов и дубрав

Лугов, прохладное дыханье! Я в нем люблю благоуханье»
Динамическая пауза - музыкальная
П.И.Чайковский «Вальс цветов» /
фрагмент/



ПРИВАЛ «ОКНО В ПРИРОДУ»

Учитель: Дорогие путешественники! Много интересного человек может узнать, читая книги и научно – популярную литературу, а также периодические издания. В течение ряда лет в газете «Комсомольская, правда» в рубрике « Окно в природу» помещал свои очерки о природе писатель Василий Песков.

III.Задания группам: « Биологические»

Прочтите фрагменты статей В.Пескова «Пчёлочка златая: жужу – жижу – жу…» и «Похожий на солнце». Информация из этих статей поможет вам в ответах на вопросы.

Группа №1

  • «Что же представляет собою живое солнышко

  • Правильно ли утверждение, что подсолнух поворачивается вслед за солнцем?

  • Можно ли подсолнечник назвать цветком?

Группа №2

  • Какова задача цветков из венчика?

  • Каково назначение хоботка пчелы?

Группа №3

  • «Почему мед называют «душою цветов»?

  • Как пчела – путешественница находит дорогу к цветку?


Группа №1 Группа №2

картинка 441 из 112923картинка 67 из 311
Группа№3

картинка 60 из 9762
Фрагменты статей:

Группа №1

1 .« ..Прежде всего - это не один цветок, а соцветие. Сотни цветков, прочно сидящих в корзине – шляпке»

2. «Это утверждение всего лишь легенда. Подсолнухи любят солнце, но не поворачиваются вслед за ним»

Группа №2

1.«..Самые крайние цветки образуют желтый нарядный венчик. Но эти цветки бесплодны, семян они не дают. Их задача: яркой, броской окраской привлекать опылителей – насекомых к остальному сообществу»

2. «..Хоботком из цветов она вытягивает нектар, а на ворсинках тела невольно переносит пыльцу (мужское семя растений) на пестики (женские половые органы цветов). Таким образом, происходит опыление (оплодотворение) растений. Восемьдесят процентов цветковых растений опыляются насекомыми, и главный опылитель из них – пчёла»

Группа №3

1.«..Мед иногда называют «душою цветов». В июне, во время буйного разнотравья, опустите травинку в глубину цветка, дотроньтесь до неё потом языком, и вы поймете мудрость этих слов – «душа цветов»

2. «..Не удивляйтесь, если пчела прилетела к цветку, на котором вы её наблюдаете километра два-три. Пчелы-разведчицы особым танцем в улье указали ей путь и расстояние до цветов. Ориентируясь по солнцу (и в облачный день пчела знает его положение в небе), и метит путь специфическим запахом – маячки запаха помогают ей без ошибки находить дорогу домой»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Упражнение « Где пахнет?» (повороты головы)



  • И.П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.

  • Поверните голову вправо - сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны.

  • Затем поверните голову влево – «шмыгните» носом с левой стороны.

  • Вдох справа – вдох слева.

  • Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть!




  • Урок «Расчёт пути и времени движения» 7 кл. /фрагмент/

Задания группам:

Прочтите фрагмент текста статьи В.Пескова « О мёде и воске»:

«..Путешествуя летом на автомобиле, вы замечали, наверное, на ветровом стекле золотистые кляксы. Это, столкнувшись с машиной, потерпела катастрофу пчела. В некоторых местах пчелиные трассы перекрещиваются с автомобильными трассами. Перелетая дорогу, одни пчелы растекаются желтыми пятнами на ветровых стеклах, другие с потоками воздуха засасываются в радиатор. Столкновение с машинами смертельно для пчел»

Решите задачи, составленные на основе этого текста:

Группа №1

Автомобиль и пчела движутся прямолинейно в одном направлении, так что через некоторое время расстояние между ними не меняется. Укажите, относительно каких тел каждый из них находится в покое, и относительно каких тел они в течение этого промежутка времени движутся?

Группа №2

Скорость тяжелогруженой пчелы при благоприятной погоде в среднем 18 км/ч. Выразить скорость пчелы в м/с. Сравнить скорость пчелы со скоростью автомобиля, движущегося со скоростью 15м/ с.

Группа №3

За сколько минут тяжелогружёная пчела пролетит 2 км пути, имея скорость 18 км/час? За сколько минут это путь пройдёт автомобиль со скоростью 15 м/с?


  • Урок «Расчёт массы и объёма тела» 7 класс /фрагмент/

Прочтите фрагмент текста статьи В.Пескова « О мёде и воске»:

«..Все, что пчела соберет с цветов в транспортную « цистерну» - зобик, предназначено для семьи. Транспортировка нектара – наиболее трудная часть пчелиной работы. Низко, почти над самой травой, подобно пуле, летит тяжелогруженая пчелка домой…Капелька сладкого душистого вещества (двадцатая часть грамма) сдается на обработку в улей»

Решите задачу, составленную на основе этого текста:
Группа №1

Сколько миллиграмм нектара в день сдаст на обработку в улей пчела, если сборщицы нектара при благоприятных условиях в среднем делают 10 вылетов в день? Переведите мг в граммы.

Группа №2

Какова масса мёда, содержащегося в трёхлитровой банке?

Плотность мёда найдите в таблице.

Группа №3

Какой вместимости нужна банка для хранения 1 кг

мёда? Плотность мёда найдите в таблице.
картинка 18 из 4722


  • Урок «Атмосферное давление» 7 класс /фрагмент/


Экспериментальная задача «Простая пластмассовая крышка»
Группа №1

  • Посмотрите, как устроена крышка.

Её толщина посредине меньше, чем по краям. Материал крышек очень эластичен.

Чтобы закрыть банку, надо надвинуть крышку на отверстие банки и ладонью нажать на середину крышки.

Слышится характерный хлопок. Крышка герметично закрывает банку.


  • Объяснить принцип действия крышки.


картинка 78 из 162c:\documents and settings\user\рабочий стол\вн.мер.7кл\фото 7а\dsc02043.jpgкартинка 93 из 4560c:\documents and settings\user\рабочий стол\вн.мер.7кл\фото 7а\dsc02044.jpg
Прохорова М. и Минакова Н. демонстрируют и поясняют опыт
Экспериментальная задача «Как работают легкие»
Группа №2. Как работают лёгкие человека?

В статье В.Пескова « О меде и воске» приводится такой пример:

«Температура тела во время полета тяжелогруженой пчелы на десять градусов выше, чем у сидящих без движения пчёл, а кислорода она потребляет в 50раз больше, чем в минуты покоя»
Учитель: Процесс дыхания, как вы знаете, из курса биологии является важной жизненной функцией живых организмов.
c:\documents and settings\user\рабочий стол\фото\dsc02022.jpgc:\documents and settings\user\рабочий стол\фото\dsc02023.jpg
Салдин Д. демонстрирует и поясняет опыт с самодельным прибором

( резиновая плёнка имитирует диафрагму, а шарик – лёгкие)
Группа №3

Прочтите фрагмент текста статьи В.Пескова « О мёде и воске»:

«..Хоботком из цветов она вытягивает нектар»

Решите качественную задачу, составленную на основе этого текста:

  • Что общего между процессами питья человеком сока через трубочку и сбором нектара пчелой с помощью хоботка?



безымянный.bmp6a00d8341d4b5853ef015434527911970c-800wi.jpg

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА – МУЗЫКАЛЬНАЯ
Римский-Корсаков «Полёт шмеля» /фрагмент/


  • Урок «Гидравлический пресс» 7класс /фрагмент/


Задания группам «Практические»

Группа №1

  • Раздавите на бумаге подсолнечное зерно. Что вы увидите? Объясните явление.

  • В чем главная ценность «Цветка – солнца»?

  • Как, поначалу, экзотическое для России растение вернулось на свою родину в Америку ценнейшей масличной культурой?

  • Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию по данному вопросу.


картинка 10 из 12518
Группа №2

  • Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию о том, кем, где и когда был изобретен первый примитивный пресс для отжима масла из подсолнечных семян.

  • Рассказать об устройстве этого пресса.



картинка 4 из 1133


Группа №3

  • Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию о совершенствовании винтовых прессов.

  • Привести примеры о бурном развитии маслобойного дела в степной России.

  • Почему вблизи старых деревянных построек кустарного заводика все еще чувствуется запах масла?


картинка 4 из 96картинка 6 из 1133


Подсолнечное масло имеет приятный запах и вкус.
Подсолнечное масло имеет приятный запах и вкус.
В косметике масло входит в состав различных мазей




Учитель: Итак, благодаря солнцу, воде и земле, на которой вырос подсолнух, а также трудолюбию человека, взрастившего его, мы имеем ценный и полезный продукт – подсолнечное масло.

Задания группам «Питательные»

Группа №1

  • Почему рекомендуют заправлять салаты маслом?

Группа№2

  • Почему это делают непосредственно перед едой?

Группа№3

  • Благодаря какому физическому явлению происходит всасывание питательных веществ в стенках кишечника?

картинка 522 из 8150 картинка 486 из 8150 картинка 20 из 113

Список литературы и ссылки на Интернет- ресурсы:

  1. Лях В.П. Использование литературных материалов при обучении физике.http://vpl54.narod.ru/index.html

  2. Физика в литературе (Электронный ресурс). Режим доступа:http://physics03.narod.

  3. Тихомирова С.А. Мир физики в художественной литературе.- М.: Школа – Пресс, 1997.

  4. Машарова В.А.Познавательный интерес школьников с позиции современности (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.emissia.org/.

  5. Василий Песков «Окно в природу» Издательство: Терра, 2004.

  6. Бунин И.А. «Собрание сочинений издательство худ. литература».1987 г. 88 г.г.




Поделиться в соцсетях



Похожие:

Воспитательные возможности урока физики / из опыта работы Бакус Л. Р iconМежпредметные связи на уроках физики (из опыта работы)
При переходе на фгос второго поколения нельзя не учитывать, что современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий...

Воспитательные возможности урока физики / из опыта работы Бакус Л. Р iconУрок конференция «На перекрестках физики и биологии»
Цель урока: доказать единство развития живой природы на примере взаимодействия биологии и физики

Воспитательные возможности урока физики / из опыта работы Бакус Л. Р icon«Вода», оборудование для лабораторного опыта ( сульфат меди 2, два...
Образовательные: интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии; систематизировать...

Воспитательные возможности урока физики / из опыта работы Бакус Л. Р iconАнализ работы творческой группы «Проектная деятельность» за первое полугод
Целью работы группы является изучение теоретического материала по использованию метода проектов на уроках и внеклассных занятиях...

Воспитательные возможности урока физики / из опыта работы Бакус Л. Р iconПлан Работы методического объединения учителей математики, информатики,...
Работы методического объединения учителей математики, информатики, биологии, химии, физики,географии (естественно-математический...

Воспитательные возможности урока физики / из опыта работы Бакус Л. Р iconПроектные работы
...

Воспитательные возможности урока физики / из опыта работы Бакус Л. Р iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы/проекта...
Выполнение курсовой работы/проекта направлено на приобретение Вами практического опыта по систематизации полученных знаний и практических...

Воспитательные возможности урока физики / из опыта работы Бакус Л. Р iconПриемы и методы работы с одаренными детьми ( из опыта работы ).
Фгос, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика...

Воспитательные возможности урока физики / из опыта работы Бакус Л. Р iconИз опыта работы Мясникова А. А.: Условия организации познавательной...

Воспитательные возможности урока физики / из опыта работы Бакус Л. Р iconПлан-конспект урока строение и работа сердца. Круги кровообращения....
Цель урока: выяснить особенности строения, работы сердца и кровеносных сосудов у человека


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную