Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения


страница1/8
bio.na5bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Методические материалы по философии
Содержание дисциплины

ТЕМА 1. Философия, ее предмет и место в культуре

Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения. Предмет философии. Основные характеристики философского знания, его структура. Основной вопрос философии. Философия как форма духовной культуры. Место философии в общей системе научных знаний и ее взаимосвязь с другими науками. Функции философии. Значение философских размышлений для самопознания и совершенствования личности, формирования у нее гуманистических идеалов и ценностей. Философия и экономика.

ТЕМА 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

Возникновение философии. Философия Древнего мира. Первые контуры философских проблем в Древней Индии и Китае. Переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

Античная философия. Материалистические и диалектические идеи в учениях ранней античности. Проблема первоначала. Афинская школа философии: Сократ, Платон, Аристотель. Эллинистическо-римская философия: стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм.

Средневековая философия. Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм. Патристика и схоластика. Спор об универсалиях: реализм и номинализм в средневековой европейской философии. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

Философия XVII-XIX веков. Процесс секуляризации и автономизации философского знания в Новое время. Эмпиризм и рационализм – ведущие философские направления XVII в.: Ф. Бэкон и Р. Декарт. Концепции естественного права и общественного договора Т. Гоббса и Д. Локка. Социальная направленность философии французского Просвещения (XVIII в.). Классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах). Диалектика и материалистическое понимание истории в марксизме. Философский позитивизм. Постклассическая философия XIX –начала XX вв.

Традиции отечественной философии. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления. Основные проблемы и направления в русской философии. Взаимопроникновение философии, культуры, художественной литературы. Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) и западниками (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г.Белинский). Теория «культурно-исторических типов» Н. Данилевского. Проблема человека в творчестве Ф.М. Достоевского.

Социокультурные предпосылки русского религиозного ренессанса конца XIX – начала XX вв. Философские и социально-экономические взгляды В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова. Марксистская философия в России, этапы развития, основные идеи и представители: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов.

Современная философия. Главные направления, проблемы и тенденции философии XX в. Неопозитивизм и постпозитивизм. Психоаналитическая концепция З. Фрейда и неофрейдизм. Экзистенциальная философия. Становление и сущность постмодернизма. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

ТЕМА 3. Философская онтология

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. «Материя» как фундаментальная онтологическая категория. Современная наука о структурной и системной организации материи. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Движение – способ существования материи. Пространственно-временные характеристики бытия. Представления современного естествознания о пространстве и времени.

Специфика человеческого бытия. Специфика социального времени и пространства. Пространство и время как важнейшие характеристики самоопределения человека. Индивидуальное (биологическое) и социальное время.

Идея развития в философии. Понятие «диалектика» и его эволюция в истории философской мысли. Диалектика и метафизика. Объективная и субъективная диалектика. Основные принципы, законы и категории диалектики. Противоречия экономических интересов различных социальных субъектов, проблема нахождения оптимальных способов и форм их сочетания и гармонизации. Объективная необходимость систематического количественного и качественного анализа хозяйственно-экономической деятельности и социальных процессов. Социально-экономические последствия нарушения меры при повышении цен, эмиссии денег, налогообложения, утверждении бюджета, финансировании производства, образования, культуры и т.д. Методологическое значение закона отрицания отрицания в понимании общественной жизни, в осознании причинно-следственных факторов, способствующих ускорению или замедлению социально-экономического развития общества. Синергетика как метод анализа сложных самоорганизующихся систем, ее эвристические возможности, соотношение с диалектикой. Качественное многообразие процессов развития. Прогресс и регресс в развитии.

Бытие и сознание. Проблема сознания в философии, многообразие подходов к ее решению в истории развития философской мысли. Сознание и отражение. Сознание и мозг. Вульгарный материализм. Знание, сознание, самосознание. Проблема бессознательного в философии. Психоаналитическая модель личности З. Фрейда. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры. Природа мышления. Язык и мышление. Проблемы создания искусственного интеллекта.

ТЕМА 4. Теория познания

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и отражение. Основные формы и методы познания. Многообразие форм познания и типы рациональности. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Односторонность и гносеологическая ограниченность сенсуализма, эмпиризма и рационализма. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Познание и творчество. Проблема истины в философии и науке. Многообразие трактовок истины. Объективная истина. Истина, оценка, ценность. Истина в системе научного знания. Логическая и практическая формы доказательства истины. Познание и практика.

ТЕМА 5. Философия и методология науки.

Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Критерии научности знания. Закономерности и формы развития теоретических знаний. Гипотеза как форма развития научного знания. Построение, проверка и способы доказательства гипотезы. Вероятность и достоверность гипотетических знаний. Специфика социально-гуманитарного знания. Проблема практической реализации социально-политических гипотез и учений. Значение гипотетического метода в экономическом планировании. Научная теория, ее структура и функции. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Формы и методы научного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

ТЕМА 6. Социальная философия и философия истории

Философское понимание общества и его истории. Эволюция представлений об обществе в истории философии. Природа и общество, диалектика их взаимосвязи. Исторические этапы взаимодействия природы и общества. Современная экологическая ситуация, ее содержание и сущность. Критерии, классификация, происхождение и содержание глобальных проблем. Роль экономических факторов в обострении и решении глобальных проблем. Пути оптимизации и гармонизации отношений между обществом и природой. Концепция «ноосферы» В.И. Вернадского.

Общество как саморазвивающася система. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Сущность экономической сферы общества. Объективный и субъективный факторы экономической сферы общества и их взаимодействие. Экономическое сознание и проблема мотивации экономической деятельности людей. Творческий характер экономического сознания и его роль в осуществлении экономических преобразований.

Социальная сфера общества. Социальная деятельность, социальные отношения, социальные ценности, нормы. Человек в системе социальных связей. Понятие социальной структуры общества, ее типы, виды и элементы. Семья в социальной структуре общества. Классы как социальные общности. Теория социальной стратификации и проблемы социальной мобильности. Пограничные, маргинальные, малые социальные группы.

Политическая сфера жизни общества. Сущность государства, его генезис. Правовое государство и его сущность. Гражданское общество, нация, государство. Общественные организации и их роль в жизни общества. Расширение функций и повышение роли общественных организаций как путь демократизации общества. Роль церкви в общественной жизни. Светское и религиозное государство. Секуляризация общественной жизни как глобальная тенденция мирового развития.

Понятие духовной сферы общества, проблема ее целостности. Понятие духовной культуры и ее исторические формы. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Роль средств массовой информации в создании ценностей в информационном и глобальном мире. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества, «открытое общество» К. Поппера, «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации). Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.

ТЕМА 7. Философская антропология

Человек как проблема для себя самого. Социокультурный смысл проблемы человека в философии. Проблема человека и ее эволюция в истории философской мысли. Человек и мир в современной философии. Проблема природы и сущности человека. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Понятие индивида, индивидуальности и личности. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Человек в мире деятельности. Смысл человеческого бытия. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Свобода и ответственность. Человек в зеркале саморефлексии. Концепция Фрейда и неофрейдизм. Человек в философии персонализма, экзистенциализма и философской антропологии. Нравственное измерение человека и его эстетическое отношение к миру. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. Человек в современном мире. «Массовый» и «одномерный» человек. Антиномия индивидуализма и коллективизма. Проблема идеала. Человек в мире повседневности. Идентификация, проблема «Я».

ТЕМА 8. Философия экономики

Экономика как объект философского анализа. Проблемы философии экономики в истории общественной мысли. Карл Маркс о созидательной, предметной деятельности общественного человека. Анализ социально-экономических проблем в русской философии. Хозяйство как ценность, хозяйствующий субъект как творец культуры. Философия экономики как мировоззренческая, теоретико-методологическая и аксиологическая основа моделей современной экономической деятельности. Экономика и информационное общество. Экономика и глобализация. Правовые, политические и социологические проблемы глобального мира. Роль философии экономики в современном социально-экономическом и духовном развитии России.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

а) основная:

1. Философия: Учебник /Под ред. проф. А.Н. Чумакова. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. (ЭБС znanium.com)

2. Философия: учебник для студентов вузов. /под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2014. (ЭБС Book.ru)

3. Островский Э.В. Философия: учебник. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. (ЭБС znanium.com)

б) дополнительная:

4. Философия / В.В. Миронов. отв.ред. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. (ЭБС znanium.com)

5.Орехов А.М. Философия экономики в России: рождение традиции: Монография - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. (ЭБС znanium.com)

6. Тяпин И.Н. Философия экономики: Учебное пособие/И.Н.Тяпин - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. (ЭБС znanium.com)

7. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (ЭБС znanium.com)

8.Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия: Учебник. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (ЭБС znanium.com)

9. История русской философии: Учебник / Под общ.ред. М.А. Маслина. - 3-e изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. (ЭБС znanium.com)

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ – URL: http://repository.vzfei.ru

Электронно-библиотечная система (ЭБС) ООО «Издательский Дом» ИНФРА-М». – URL: http://repository.vzfei.ru

Федеральное ЭБС «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – URL: http://window.edu.ru

Электронные каталоги АИБС МАРК-SQL: «Книги», «Статьи», Диссертации», «Учебно-методическая литература», «Авторефераты», «Депозитарный фонд». – URL: http://www.vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htm

Библиотека сайта philosophy.ru – URL: http://www.philosophy.ru

Библиотека философского факультета МГУ – URL: http://philos.msu.ru

Библиотека философии и религии – URL: http://filosofia.ru/articles

Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН – URL: http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Librare.htm

Библиотека Гумер – URL: http://www.gumer.ru

Золотая философия – URL: http://philosophy.allru.net/main.html.

Новая философская энциклопедия – URL: http://iph.ras/ru/enc.htm

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Философская библиотека Новосибирского государственного университета – URL: http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm
Перечень тем эссе по философии

1.Философия – это наука или она отличается от науки как особенное знание?

2. Диалектика и метафизика как философские методы исключают или дополняют друг друга?

3. Материализм или идеализм? А может быть существует третье направление в философии?

4. Нужна ли философия для решения проблем современного мира?

5. Можно ли считать нормальным плюрализм взглядов в истории философии?

6. Что наиболее характерно для античной философии?

7. Является ли критика представителей элейской школы воззрений милетской школы в чем-то правомерной?

8. В чем величие Демокрита и его философии?

9. В чем величие Сократа и его философии?

10. Философия Платона: ее сильные и слабые стороны.

11. Философия Аристотеля: ее сильные и слабые стороны.

12. Можно ли согласиться с мыслью эллинистической философии, что никто не может господствовать над душой другого человека?

13. В чем различие методологических подходов Августина Блаженного и Фомы Аквинского к обоснованию содержания христианской религии?

14. Является ли философия эпохи Возрождения простым возвратом к античной философии?

15.В чем величие философии эпохи Возрождения?

16. Правомерно ли говорить о философии эпохи Возрождения как методологической предпосылке классической науки?

17. В чем величие философии Бэкона?

18. Является ли в философии Нового времени критика эмпиризма представителями рационализма в чем-то правомерной?

19. Является ли в философии Нового времени критика рационализма представителями эмпиризма в чем-то правомерной?

20. В чем величие философии Спинозы?

21. В чем величие философии Лейбница?

22. В чем величие социальной философии Просвещения?

23. Выражает ли априоризм в философии И.Канта реальную проблему?

24. В чем состояла новизна этики И.Канта?

25. В чем заключается «рациональное зерно» философии Гегеля?

26. Согласны ли Вы с тезисом Л.Фейербаха «Бог – это отчуждение человеческой сущности»?

27. Содержит ли философия К.Маркса положительные идеи или от нее надо полностью отказаться?

28. В чем величие философии экзистенциализма?

29. Правы ли неокантианцы, резко разграничив естественные и гуманитарные науки?

30. Можно ли считать феноменологию Э. Гуссерля строгой наукой?

31. Можно ли противопоставлять неопозитивизм и постпозитивизм, в чем их сходство, а в чем различие?

32. Славянофильство и западничество, в чем их сходство, а в чем различие?

33. В чем величие религиозно-идеалистической философии В.С. Соловьева?

34. Является ли основная идея философии общего дела Н. Федорова утопичной?

35. Чем отличается философский подход к пониманию материи от естественнонаучного ее понимания?

36. Субстанциальное и реляционное понимание пространства и времени, в чем сходство и различие?

37. В чем различие философского понимания сознания от его естественнонаучного понимания?

38. Является ли биосоциальная природа человека философской проблемой?

39. Возможна ли единая наука о человеке?

40. Имеет ли человеческая жизнь какой-либо смысл?

41. Человек – это «волк или овца» (Э. Фромм)?

42. Что следует считать первичным – личность или общество?
  1   2   3   4   5   6   7   8

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения iconПрограмма по философии для магистрантов нгу (ггф, фен экологи, ммф) 2002 г
Исторические формы философствования. Материализм, идеализм, дуализм; эмпиризм, рационализм, иррационализм; скептицизм; агностицизм....

Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения iconФормирование целостного мировоззрения как параметр личностных результатов образования
В статье раскрывается современное понимание понятия «мировоззрение». Анализируются основные виды мировоззрений современного мира,...

Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения iconКраткое содержание дисциплины
Цели освоения дисциплины: изучение философии как основы мировоззрения современного человека

Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения iconСписок источников информации алфимова М. М. Занимательные нанотехнологии....
Ахлибинский Б. В. Философские проблемы современного естествознания. Спб.: Гэту, 1992

Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения iconВопросы к зачету по дисциплине «Биохимия»
Предмет и задачи биохимии. Значение биохимии для специалистов по физической культуре и спорту

Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения iconУрока биологии в 5 классе Тема: «Голосеменные растения»
Цели: образовательная – изучить особенности строения некоторых представителей голосеменных, их распространение и роль в природе и...

Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Тема: История как наук: предмет, содержание, функции, место в системе других наук

Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения iconБитянова М. Р. Организация психологической работы в школе
Общие вопросы специальной педагогики. Основные понятия и термины специальной педагогики. Предмет,объект, субъект, цели, задачи, принципы...

Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения iconУрок № Тема: Систематическое положение человека
Задачи: повторить систематические таксоны; определить место человека в системе живых существ; привести доказательства эволюции животных...

Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения iconПлан-конспект урока по дисциплине «Биология» (6 класс) на тему: «Виды...
Типы корневых систем”, презентация Корень. Типы корневых систем, компьютер, мультимедиапроектор, тематические карты


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную