Рабочая программа по биологии 10-11 класс Пояснительная записка


bio.na5bal.ru > Биология > Рабочая программа
Рабочая программа по биологии 10-11 класс
Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы по биологии к учебнику для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.К. Беляев, Г.Д. Дымшиц. Общая биология. 10–11 классы: учебника для общеобразовательных учреждений. Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под редакцией Д.К, Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2011.

Изучение биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны 

понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, 

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

знать:

биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

уметь:

решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.


Содержание

10 класс

Введение (1ч)

Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии

КЛЕТКА – ЕДИНИЦА ЖИВОГО (14ч)

Тема 1. Химический состав клетки.( 4ч )

Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Тема 2. Структура и функции клетки. ( 4 ч )


Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты.

Тема 3. Обеспечение клеток энергией.( 3ч )

Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода.биологическое окисление при участии кислорода.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке. ( 3 ч )

Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИД.

Лабораторные работы.

Каталитическая активность ферментов. 2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука. 3. Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6ч )

Тема 5. Размножение организмов (4ч)

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2ч)

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.

ОСНОВНЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (13ч)

Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности.( 5ч )

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцеплённое с полом.

Тема 8. Основные закономерности изменчивости.( 3 ч )

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости Н.В. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Тема 9. Генетика и селекция (5ч)

Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

11класс

Содержание
ЭВОЛЮЦИЯ (20ч)

Тема 10. Развитие эволюционных идей.(5 ч)

Доказательства эволюции

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса.(8 ч)

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле.(1 ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 13. Развитие жизни на Земле. (1 ч)

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема 14. Происхождение человека. (5 часов)

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Лабораторные работы

  1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).

  2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).

  3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

  4. Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (13 ч)

Тема 15. Экосистемы. ( 7 часов)

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы. (2 часа)

Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу. (4 часа)

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Повторение (1 час).


Тематическое планирование биологии в 10 классе







Наименование разделов и тем

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

Введение

1







2

Химический состав клетки

4




№1

3

Структура и функции клетки

4

№1

№2,3

4

Обеспечение клеток энергией

3







5

Наследственная информация и реализация ее в клетке

3

№2




6

Размножение организмов

4







7

Индивидуальное развитие организмов

2

№3




8

Основные закономерности явлений наследственности

5







9

Основные закономерности изменчивости

3

№4




10

Генетика и селекция

5

№5







итого

34

5

3



Тематическое планирование биологии в 11 классе







Наименование разделов и тем

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

Развитие эволюционных идей

5

№1




2

Механизмы эволюционного процесса

8




№1,2,3,4

3

Возникновение жизни на Земле.

1







4

Развитие жизни на Земле

1







5

Происхождение человека

5

№2




6

Экосистемы

7

№3




7

Биосфера. Охрана биосферы

2







8

Влияние деятельности человека на биосферу

4







9

Повторение

1

№4







итого

34

4

4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по биологии 10-11 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка 8 класс рабочая программа по биологии 8 класс «Биология. Человек»
Рабочая программа по биологии 8 класс «Биология. Человек» составлена в соответствии с нормативными документами

Рабочая программа по биологии 10-11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 5 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего...

Рабочая программа по биологии 10-11 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка «Биология». 6 класс (70 ч )
Курс биологии 6 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 5 классе и при изучении курса «Окружающий мир»...

Рабочая программа по биологии 10-11 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка «Биология». 7 класс (70 ч ) «Животные»
Курс биологии 7 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 6 классе и при изучении курса «Растения. Грибы....

Рабочая программа по биологии 10-11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов....
Учебник Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко и др. Биология. Человек. Культура здоровья. М.: Просвещение. 2010 г

Рабочая программа по биологии 10-11 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка «Биология». 8 класс (70 ч ) «Человек»
Курс биологии 8 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 7 классе и при изучении курса «Биология. Животные»....

Рабочая программа по биологии 10-11 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка «Биология». 9 класс (70 ч ) «Человек»
Курс биологии 9 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 8 классе и при изучении курса «Биология. Человек»....

Рабочая программа по биологии 10-11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии для X
Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 10-11 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка 7 класс «Многообразие живых организмов»
...

Рабочая программа по биологии 10-11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа Биология 7 класс Составитель: учитель химии и биологии....
В. В. Пасечника / авт сост. Г. М. Пальдяева. — М. Дрофа, 2010. — 92, [4] с полностью отражающей содержание Примерной программы с...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную