Селиванова И. В., учитель биологии мбоу «Фруктовская средняя общеобразовательная школа». Обучение биологии в рамках реализации фгос основного общего образования


bio.na5bal.ru > Биология > Документы
Селиванова И.В., учитель биологии

МБОУ «Фруктовская средняя общеобразовательная школа».
Обучение биологии в рамках реализации ФГОС основного общего образования.
« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский
Об уроке написано множество книг, статей, составлено лекций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается основной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.    Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.

С изменением содержания образования меняются формы организации, методы, применяемые педагогические технологии. В условиях реализации ФГОС основного общего образования одно из ведущих мест в обучении принадлежит использованию ИКТ – технологии.

При организации деятельности обучающихся на разных этапах урока могут использоваться различные формы подачи материала и контроля знаний с помощью ИКТ, использоваться обучающие программы, ЦОР − электронные учебники, мультимедийные учебные пособия, электронные издания для проверки знаний (тематические самостоятельные и тестовые задания).

На уроках с применением ИКТ необходимы не столько технические условия, сколько владение педагогом навыком применения программного обеспечения. Презентации, содержащие яркий материал по изучаемой теме, задания для работы группы обучающихся развивающие творческие способности школьников, могут использоваться учителем биологии на различных этапах урока. На экране могут демонстрироваться биологические термины, определения, формулы, схемы, графики, диаграммы.

В настоящее время актуальна организация занятий по биологии с применением Internet-технологий, позволяющие в режиме реального времени проводить уроки-конференции, заседания «круглого стола»; участвовать во всероссийских и международных заочных конкурсах, вебинарах.

Организация деятельности обучающихся на уроках биологии должна быть направлена на развитие учебно-познавательных мотивов, стремления к успеху. Созданию ситуации успеха способствуют: положительный эмоциональный климат на занятиях, уважительное отношение к ребенку, формирование познавательных интересов к предмету. Систематическое применение коллективной учебной работы при организации интеллектуально – познавательной деятельности обучающихся биологии, учит их сотрудничеству. Особое значение для формирования учебно-познавательных мотивов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, самоконтроль и самооценка, различные виды взаимоконтроля и взаимооценки.

При организации урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО используются следующие принципы современного урока:

  1. Метапредметность

  2. Деятельностный подход

  3. Коммуникативность

  4. Рефлексивность


Хочу остановиться на некоторых моментах урока, которым на мой взгляд, необходимо уделить внимание, начиная работу по новым ФГОСам это: целеполагание, организация усвоения новых знаний и способов действий, рефлексия.

Современный урок ставит целью формирование универсальных учебных действий, среди которых - регулятивные, обеспечивающие школьнику организацию учебной деятельности, то есть способность самостоятельно ставить цель урока, искать методы решения проблемы, последовательность выполнения действий.
На таком этапе урока, как усвоение новых знаний и способов действий задача учителя организовать активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Для достижения данной задачи использую различные формы, методы, средства.

Организуя работу с текстом учебника, предлагаю детям различные задания: преобразование текста в таблицу, составление схем, описание объекта, явления, работа с терминами, выявление причинно-следственных связей.

На этапе освоения новых знаний и способов действий использую как индивидуальную, групповую, коллективную формы работы. Когда материал слишком объёмный делю класс на группы, каждая получает свое задание, затем работаем всем классом по полученному материалу.

Часто уроки носят исследовательский характер, они могут быть с проведением эксперимента, наблюдения, моделирования, либо дети проводят исследование, работая с источниками информации. В качестве источника информации помимо учебника использую дополнительную литературу, видеофрагменты, анимации, информационные плакаты, электронные учебные модули.

Все это в полной мере способствует развитию творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы.

Для оценивания достижений обучающихся по биологии учителю желательно использовать не только традиционную систему оценивания, но и систему независимого оценивания. Еще одним аргументом в пользу применения информационных технологий является возможность быстрого и эффективного контроля знаний обучающихся. Большая часть электронных учебников содержит упражнения – тренажеры, задачи с решениями, тестовые задания. Для закрепления изученного использую интерактивную систему тестирования, которая позволяет выявить пробелы в знаниях отдельных обучающихся и оценить работу класса в целом.

Интересно проводится контроль знаний через организацию онлайн тестирования, с выходом на образовательные сайты, этот метод можно использовать также и на других этапах урока: этапе актуализации знаний учащихся, повторении изученного материала, так и для текущего и итогового контроля знаний, а также при подготовке выпускников к итоговой аттестации по биологии. Тестовые задания, предлагаемые ученику, могут содержать подсказки, и автоматическую оценку знаний.

Итогом урока является проведение рефлексии:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. вызвало затруднение…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я научился…

  8. у меня получилось …

  9. я смог…

  10. я попробую…

  11. меня удивило…

  12. урок дал мне для жизни…

  13. мне захотелось…

Итоговыми результатами внеурочных достижений по биологии могут быть: участие в конкурсах, выставках выше школьного уровня; победа в олимпиадах; участие в научно-практических конференциях по биологии; авторские публикации в различных изданиях; авторские проекты, получившие общественное одобрение; успешное участие в социальных проектах; получение грантов, стипендий, премий, наград. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, полевые практики.

Литература:

  1. Мишакова, В.Н. Оценивание учащихся 10-11 классов на уроках биологии при подготовке к ЕГЭ: монография / В.Н.Мишакова /. - М.: ФЛИНТА, 2014. – 138 с.

  2. Мишакова, В.Н. Развитие готовности педагога к повышению учебной мотивации подростков на уроках биологии /В. Н. Мишакова, Л.Ю. Шавшаева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12832

  3. Мишакова, В.Н. Смысловое чтение как познавательная деятельность учащихся при изучении биологии /В.Н. Мишакова // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 31 мая 2014 г.: Часть 3. Тамбов, 2014. С.98-99

  4. Мишакова В.Н. Работа с текстами на уроках биологии: учебно – методическое пособие/В.Н. Мишакова.- -Оренбург: ГБУ РЦРО – 2-13. – 105 с. (ФГОС второго поколения)

  5. Мишакова, В.Н. Оценивание учащихся 10-11 классов на уроках биологии при подготовке к ЕГЭ: монография / В.Н.Мишакова /. - М.: ФЛИНТА, 2014. – 138 с.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Селиванова И. В., учитель биологии мбоу «Фруктовская средняя общеобразовательная школа». Обучение биологии в рамках реализации фгос основного общего образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования мбоу...
...

Селиванова И. В., учитель биологии мбоу «Фруктовская средняя общеобразовательная школа». Обучение биологии в рамках реализации фгос основного общего образования iconАнализ реализации фгос основного общего образования за 1 полугод
С 1 сентября 2012 года школа является муниципальной пилотной площадкой по реализации фгос ООО. Из 80 обучающихся пятых классов, 28...

Селиванова И. В., учитель биологии мбоу «Фруктовская средняя общеобразовательная школа». Обучение биологии в рамках реализации фгос основного общего образования iconЛюбченко Надежда Владимировна учитель биологии мбоу «Вожгорская средняя...
Любченко Надежда Владимировна – учитель биологии мбоу «Вожгорская средняя общеобразовательная школа»

Селиванова И. В., учитель биологии мбоу «Фруктовская средняя общеобразовательная школа». Обучение биологии в рамках реализации фгос основного общего образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования фгос...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Селиванова И. В., учитель биологии мбоу «Фруктовская средняя общеобразовательная школа». Обучение биологии в рамках реализации фгос основного общего образования iconПрограмма основного общего образования по биологии 6-9 классы
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии скалдывается следующим...

Селиванова И. В., учитель биологии мбоу «Фруктовская средняя общеобразовательная школа». Обучение биологии в рамках реализации фгос основного общего образования iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) разработана на основе

Селиванова И. В., учитель биологии мбоу «Фруктовская средняя общеобразовательная школа». Обучение биологии в рамках реализации фгос основного общего образования iconПояснительная записка к Учебному плану основного общего образования (сформирован на основе фгос)
Учебный план разрабатывается и утверждается муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением г. Тулуна «Средняя общеобразовательная...

Селиванова И. В., учитель биологии мбоу «Фруктовская средняя общеобразовательная школа». Обучение биологии в рамках реализации фгос основного общего образования iconПрограмма внеурочной деятельности 1-4х классов, обучающихся по фгос...
Федерального государственного образовательного, основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся...

Селиванова И. В., учитель биологии мбоу «Фруктовская средняя общеобразовательная школа». Обучение биологии в рамках реализации фгос основного общего образования iconФестиваль педагогического творчества
Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках английского языка в рамках реализации фгос основного общего образования

Селиванова И. В., учитель биологии мбоу «Фруктовская средняя общеобразовательная школа». Обучение биологии в рамках реализации фгос основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Вязовое Долгоруковского района Липецкой...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную