Физическое развитие школьников


страница1/3
bio.na5bal.ru > Биология > Реферат
  1   2   3


Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2014/15 учебный год)
Номинация: Проектная и творческая деятельность учащихся

Подкатегория: Научно-исследовательские работы

Подраздел: Здоровье и медицина

Название работы: Физическое развитие школьников
Автор: Кузнецова Наталья, ученица 8 класса

Под руководством Балакиревой Арины Сергеевны, учителя биологии

Место выполнения работы: МАОУ «Гуманитарный лицей» г. Псков


ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Содержание

Введение

2

1. Понятие о физическом здоровье

3

2. Методы изучения физического развития школьников

4

2.1 Антропометрия – метод изучения физического развития человека.

4

2.2 Методы оценки физического развития человека.

6

3. Изучение уровня физического развития учащихся 5-х, 8-х классов МАОУ «Гуманитарный лицей» и факторов, влияющих на него.

8

3.1 Изучение соматометрических показателей физического развития учащихся.

8

3.2 Изучение влияния физической активности на уровень физического развития школьников.

11

3.3 Изучение влияния рационального питания на уровень физического развития школьников.

13

Заключение

17

Источники информации

18

Введение
В настоящее время в сложной системе социальных ценностей все большее место занимает здоровье человека. Чтобы сохранить здоровье, его надо оберегать смолоду, с первых дней жизни ребёнка, постоянно отслеживать функциональное состояние детей. При этом, оценивая здоровье, нельзя ограничиваться только выявлением патологических сдвигов в организме, то есть оценкой "здоров" - "болен". Необходимо располагать широким кругом показателей, отражающих развитие биологических и социальных функций растущего организма. Для этого нужно проводить регулярные комплексные исследования физического развития подрастающего поколения.

Физическое развитие – один из объективных интегральных показателей, характеризующих здоровье детей, является важным критерием комплексной оценки влияния на организм человека биологических, социально-экономических, гигиенических, климатогеографических и других факторов [6].

Тема нашей работы «Физическое развитие школьников». Думается, работа актуальна, так как, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в последнее время увеличивается количество дисгармонично развитых школьников, возрастает число учащихся, склонных к увеличению массы тела или явно страдающих ожирением. Так по данным ВОЗ 155 млн. детей школьного возраста имеют избыточный вес. В Европе лишний вес наблюдается у 10 – 30% детей 7 – 11 лет и у 8 – 25% подростков 14 – 17 лет [7].

Цель работы – изучить уровень физического развития учащихся 5-х, 8-х классов МАОУ «Гуманитарный лицей».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: выяснить, какие методы применяются при изучении физического развития человека, узнать, как, используя простейшие методики, определить гармоничность физического развития, изучить уровень физического развития учащихся и возможное влияние на него социальных факторов.

Гипотеза исследования: большинство учащихся 5-х, 8-х классов МАОУ «Гуманитарный лицей» развиты гармонично, чему способствует рационально организованное питание школьников и их высокая физическая активность.

Работа над проблемой включала несколько этапов.

  1. Анализ литературы и прочих информационных источников по проблеме исследования.

  2. Проведение соматометрического исследования учащихся 5-х, 8-х классов.

  3. Проведение анкетирования среди учащихся 5-х, 8-х классов по вопросам физической активности и организации питания.

  4. Обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.

Результаты работы были представлены и обсуждались на лицейских чтениях.

1. Понятие о физическом развитии.
Известно, что здоровье определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным развитием, нормальным уровнем основных физиологических показателей. Поэтому одним из основных направлений в работе по укреплению здоровья школьников является регулярный мониторинг физического развития учащихся.

Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой – степень этого созревания на каждом данном отрезке времени. Исходя из этого, под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни [4].

На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические условия, питание, физическая активность, занятия спортом. Все факторы, влияющие на рост и развитие ребёнка, условно можно разделить на эндогенные и экзогенные.

К эндогенным факторам относятся: здоровье родителей, течение беременности и родов, питание беременной женщины, наличие врожденных аномалий развития, генетические факторы.

К экзогенным факторам относятся климатические и географические условия жизни, организация питания и уход за ребенком, двигательная и умственная активность.

Так рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека, это объясняет важность качественного питания для нормального физического развития, особенно содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В. Дефицит некоторых пищевых компонентов – витамина А, цинка, йода – избирательно нарушает процессы роста детей. Недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста.

Количественно и качественно полноценное питание является необходимым условием гармоничного развития детей и влияет на продолжительность жизни. Для школьников рекомендовано четырёхразовое питание, включающее завтрак, обед, полдник и ужин. Наиболее рационально распределять калорийность питания в течение сеток так: по 25% калорий на завтрак и ужин, 35 – 40% на обед и 10 – 15 – на школьный завтрак или полдник [3].

Необходимо стремиться к максимальному разнообразию продуктов при организации питания школьника. Это даёт возможность обеспечить лучшую сбалансированность рациона, гарантирует достаточное содержание в нём жизненно важных пищевых веществ, а значит способствует гармоничному физическому развитию.

Суточный рацион школьника примерно должен содержать следующие продукты: молоко – 500 – 600 мл, творог – 40 – 60 г, сметана и сливки – 15 – 20 г, мясо – 150 – 200 г, рыба – 40 – 60 г, яйцо – 1 шт., крупы – 40 – 50 г, сахар – 70 – 100 г, диры – 35 – 60 г, картофель – 200 – 300 г, овощи – 250 – 250 г, фрукты, ягоды, соки – 150 – 200 г, хлеб – 60 – 200 г.

Важнейшим стимулятором роста, необходимым для правильного формирования скелета является физическая активность, то есть какое-либо телодвижение, производимое скелетными мышцами и требующее затрат энергии. Оптимальная физическая активность оказывает влияние на формирование опорно-двигательного аппарата, обеспечивает основной расход энергии и, следовательно, выполняет решающую роль в поддержании надлежащей массы тела и обеспечении гармоничности физического развития [10].
2. Методы изучения физического развития школьников.
Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по законам возрастной сменой фаз и периодов развития. В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы [2].
2.1 Антропометрия – метод изучения физического развития человека.
Антропометрия – измерение основных физических показателей человека.

Этот метод широко применяют в медицине, главным образом при изучении физического развития. При контроле, за физическим развитием детей результаты антропометрии имеют важное значение, как показатели роста и формирования организма. На первом году жизни ребёнка измерение роста, веса, окружности головы, груди и др. производится при медицинских осмотрах ежемесячно, в дошкольном возрасте – не менее двух раз в год, у школьников – ежегодно. Систематическая антропометрия позволяет своевременно выявлять у детей нарушения физического развития (отставание в росте, отсутствие прибавки в весе и т. п.), являющейся, как правило, ранними признаками заболеваний или свидетельством нарушения режима.

Антропометрия (от греческого «anthropos» - человек + «metreo» - мерить, измерять) – совокупность методов и приёмов оценки морфологических особенностей человеческого тела, а также ряда функциональных показателей . При этом пользуются измерительными и описательными признаками: первые выражают в числах, вторые устанавливают при осмотре, сличая с различными эталонами-таблицами и моделями [1, 7].

Антропометрия – совокупность методов изучения человека, основанных на измерениях как внешнего и внутреннего строения, так и функциональных признаков. В ней различают методы:

  • соматометрические – длина и масса тела, диаметры, окружности (грудной клетки и др.);

  • физиометрические – жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ), становая сила, мышечная сила рук;

  • соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.


Методика проведения соматометричесих измерений.
Рост (длину тела) определяют обычно ростомером. Он представляет собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укреплённую на площадке. По вертикальной планке движется вверх – вниз планшет с горизонтально расположенным козырьком. Измеряемый должен прикасаться к стойке прибора тремя точками: пятками, ягодицами и лопаточной областью; голова находится в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии. Цифры на шкале у нижнего края планшета указывают длину тела больного.

Рост стоя легко определить и в домашних условиях, прибегнув к следующему способу: к стене или косяку двери прикрепляют сантиметровую ленту длиной 2 м с нулевым обозначением на полу или чертят линию и делают на ней соответствующую разметку. Встают спиной вплотную к разметке (без обуви), касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью спины. При этом голову держать прямо, подбородок слегка опустить. Опустив книгу с твердым переплетом до соприкосновения с головой, узнают по разметке рост.
Массу тела устанавливают с помощью медицинских весов правильно установленных и отрегулированных. Для регулировки грузы на верхней и нижней планках коромысла (граммы и килограммы) ставят в нулевое положение, открывают защёлку коромысла и с помощью двигающихся на винте сбалансированных грузиков балансируют коромысло. Пациент должен становиться на площадку весов при закрытой защёлке коромысла.

Измеряемый находится на середине площадки весов. Взвешивание рекомендуется проводить утром, натощак.

Вес можно проверить на напольных весах.
Окружность грудной клетки измеряют с помощью сантиметровой ленты. Её накладывают сзади под нижними углами лопаток (руки подняты в стороны), а спереди – по нижнему краю околососковых кружков у мальчиков и по ходу четвертого ребра (при развитой грудной железе – над нею) у девочек. Измерения проводят в положении полного вдоха, затем – при глубоком выдохе и далее в спокойном состоянии (пауза). Разница между окружностью грудной клетки при выдохе составляет размах (экскурсию) грудной клетки.
Методика проведения физиометрических измерений.
Часто при изучении уровня физического развития прибегают к физиометрическим исследованиям, то есть определению функциональных показателей. Чаще при этом измеряют мышечную силу рук, становую силу (динамометрия), жизненную ёмкость лёгких (ЖЁЛ) [5].

Спирометрия – определение жизненной ёмкости легких, то есть максимального объема воздуха, выдыхаемого после глубокого вдоха. Для спирометрии используют специальный прибор – спирометр, состоящий из двух 6-7 – литровых цилиндров, вставленных один в другой. Наружный цилиндр наполнен водой, а уравновешенный грузом внутренний – опрокинут вверх дном. Воздушное пространство внутреннего цилиндра над водой соединено трубкой с наружным воздухом. На эту трубку надевают резиновый шланг со сменяемым стеклянным или пластмассовым наконечником. Испытуемый совершает глубокий вдох и, зажав нос, выдувает воздух через наконечник трубки в полость внутреннего цилиндра, который при этом поднимается. Специальная шкала показывает объем выдохнутого воздуха. Измерение проводят 2 – 3 раза, учитывая максимальный результат.

Динамометрия – измерение силы мышц, производится пружинными динамометрами – основным и ручным. Ручка станового динамометра находится на уровне колен; динамометр растягивают без рывков, не сгибая при этом ноги в коленях и руки в локтях. Ручной динамометр вкладывают в кисть руки шкалой кверху; при сжатии прибора руку свободно опускают книзу или отводят в сторону; отмечают наибольший показатель после 2-3 измерений.
Методика проведения соматоскопических исследований.
Оценивая физическое развитие по внешним признакам, определяют осанку, форму позвоночника, форму грудной клетки, строение ног и форму стопы.

Осанку, то есть привычную позу человека, которая характеризуется способностью без особого напряжения держать прямо туловище и голову, лучше всего определять при положении стоя в профиль. В этом случае хорошо заметны естественные (физиологические) изгибы позвоночника. Чрезмерная или недостаточная их величина свидетельствует о неправильной осанке.

Существует и другой метод выявления нарушения осанки. Необходимо встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. В этом положении делают попытку между стенкой и спиной просунуть кулак. Если он проходит – есть нарушение осанки. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Форма грудной клетки зависит от формы и расположения ребер, ключиц, грудины, лопаток, позвоночника. Наиболее часто встречаются коническая, цилиндрическая и уплощенная формы грудной клетки. Лопатки в норме должны быть на одной линии и не слишком отставать от спины. Отклонением от этого бывают неодинаковое положение нижних углов лопаток, отстающие или крыловидные лопатки (вследствие рахита, мышечной слабости или общей задержки в росте).

2.2 Методы оценки физического развития человека.
Для оценки физического развития детей использовались различные методы [8]:

  • метод индексов,

  • сигмальных отклонений, оценочные таблицы-шкалы регрессии;

  • центильный метод.

Антропометрические индексы представляют собой соотношение отдельных антропометрических признаков, выраженных формулами. При  соответствии индексов исследователи исходили из того, что форма тела у людей геометрически подобны друг другу и что размеры тела человека изменяются строго пропорционально.

К наиболее часто применяемым антропометрическим индексам относятся: весоростовой показатель, индекс Кетле, росто-весовой показатель, коэффициент пропорциональности, показатель Эрисмана, жизненный показатель, силовой показатель, показатель крепости телосложения.

Весоростовой показатель. Вычисляется делением массы тела (г) на его длину (см).

Узнают, сколько граммов веса (массы) приходится на каждый сантиметр роста. В норме частное от деления должно равняться 350-400 г/см для мужчин и 325-375 г/см для женщин. Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12–15 лет указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г – на избыточный вес. Надо учитывать, что у высоких людей показатель несколько меньше, чем у низкорослых.

Наиболее популярным методом оценки веса на сегодняшний день является вычисление индекса Кетле, отражающего запасы жира в организме. Чтобы получить эту величину, нужно разделить свой вес (в килограммах) на рост (в метрах), возведенный в квадрат [1,4].

Должная величина индекса Кетле показана в таблице.

Пол

Возраст

Величина индекса Кетле

Мальчики, девочки

6 – 8 лет

16

Мальчики, девочки

9 – 10 лет

17

Мальчики, девочки

11 лет

18

Мальчики, девочки

12 лет

19

Мальчики

13 – 16 лет

20

Девочки

13 – 14 лет

20

Мальчики

17 лет

21

Девочки

15 – 17 лет

21

Верхняя граница нормы, т.е. величина, с которой вес считается избыточным, определяется путём прибавления к должной величине 2-х единиц, что составляет примерно 10% от приведённых возрастно-половых норм. Так, избыток массы тела для 6-летних детей начинается с 18(16+2), для 9-10-летних – с 19(17+2) и т. д. Снижение индекса на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела.
Показатель росто-весового соотношения по формуле Габса

Для его определения необходимо:

  1. Измерить рост в сантиметрах

  2. Определить вес

  3. Рассчитать по формуле должную массу (Д.м.) для данного роста:

  • Д.м. (для молодого человека) = 0.71*Рост – 57,98;

  • Д.м. (для девушки) = 0,62*Рост – 48,92

  1. Сравнить полученную величину с реальной измеренной массой (Р.м.) и сделать вывод о соответствии своей массы росту (расхождение более чем на 15% в ту или иную сторону является фактором риска). Если Р.м. больше Д.м., то по величине разности между ними врачи выделяют четыре степени ожирения:

  • расхождение на 15 – 29% - 1-ая степень;

  • расхождение на 30 – 40% - 2-я степень;

  • расхождение на 50 – 100% - 3-я степень;

  • расхождение более чем на 100% - 4-ая степень [6].


Доказана ошибочность использования индексов для оценки физического развития растущего организма, поскольку в результате исследований возрастной морфологии показано, что отдельные размеры тела ребенка увеличиваются неравномерно, а значит, антропометрические показатели изменяются непропорционально. Как метод оценки физического развития он считается пройденным  путём в науке.
Центильный метод, основанный на статистическом анализе, который в последнее время все шире используется в педиатрической литературе, лишен описанных выше недостатков. Так как данный метод не ограничен характером распределения, он приемлем для оценки любых показателей. Метод прост в работе, в силу того что при использовании центильных таблиц или графиков исключаются всякие расчеты. Двухмерные центильные шкалы — «длина тела — масса тела», «длина тела — окружность груди», в которых рассчитываются значения массы тела и окружности груди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития [9].

Обычно для характеристики выборки применяются 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й центили.

Промежутки между центилями названы центильными коридорами. «Коридор» процентных величин характеризует встречаемость показателя данного признака в различных возрастных и половых группах. Чем больше значение «коридора», тем ближе показатели к среднестатистическим.

При индивидуальной оценке показателей физического развития определяется уровень признака по его положению в одном из 7 (8) центильных коридоров.

Гармоничным является физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела, то есть попадают в 4 – 5-е центильные коридоры (25 – 75-я центили).

Дисгармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (3-й коридор, 10 – 25-я центили) или больше должных (6-й коридор, 75 – 90-я центили) за счет повышенного жироотложения.

Резко дисгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (2-й коридор, 3 – 10-я центили) или превышают должную величину (7-й коридор, 90 – 97-я центили) за счет повышенного жироотложения.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Физическое развитие школьников iconИсследовательская работа по физической культуре Тема: Влияние национальных...
Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Физически...

Физическое развитие школьников iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Развивающие: развитие памяти, внимания;развитие образного мышления;развитие творческого воображения;развитие восприятия;повышение...

Физическое развитие школьников iconУрок физики по теме: «Что изучает физика. Наблюдения и опыты»
Ввести физические термины: физические явления, физическое тело, материя, вещество, поле

Физическое развитие школьников icon«Развитие проектно-исследовательских умений у школьников на уроках...
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной...

Физическое развитие школьников iconПлан-конспект занятия Тема занятия: Экология села: «Проблемами экологии...
Цель: привлечение внимание школьников к проблемам экологии сел, развитие ключевых компетенций

Физическое развитие школьников iconТема: Речевое развитие младших школьников при работе над фразеологизмами
Виды заданий при работе с фразеологизмами на уроках развития речи

Физическое развитие школьников iconУтверждено
В данном курсе поставлена цель познакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения задач, которые формируют физическое...

Физическое развитие школьников iconПрограмма нравственно-полового воспитания школьников как средство...
Ключевые слова: здоровый образ жизни, нравственно-половое воспитание, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

Физическое развитие школьников iconКонспект занятия на тему: «Зимующие птицы нашего края синицы»
Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии...

Физическое развитие школьников iconКонспект урока 8 класс Тема: “Соответствие влажности воздуха и температурного...
Информацией полученной из нормативных документов; побудить интерес к профессии врача, инженера, и т д.; развитие способности анализировать,...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную