Конспект урока по биологии тема урока «Шляпочные грибы»


bio.na5bal.ru > Биология > Урок
Кудрина Л.Н.

Учитель биологии МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева»

Верховажский район

Вологодская область

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

Тема урока «Шляпочные грибы»

5 класс. Биология. Царство Грибы.
УМК

  1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы:

Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г.

  1. Учебник: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: - М.: Дрофа, 2014

  2. Электронное приложение к учебнику: www.drofa.ru

  3. Рабочая тетрадь.



Оборудование

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • лабораторное оборудование для выполнения лабораторной работы «Строение плодовых тел шляпочных грибов»;


Выдержка из программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г.

Место урока

Урок №2 в разделе 3 «Царство Грибы».

Предыдущий урок: «Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность»

Следующие уроки: «Дрожжи, плесневые грибы», «Грибы-паразиты».


Содержание урока

Характеристика видов деятельности учащихся.

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Определяют понятия «симбиоз», «микориза или грибокорень», «трубчатые грибы», «пластинчатые грибы», «грибница», «спора».

Анализируют виды плодовых тел шляпочных грибов и виды съедобных и ядовитых грибов, типы взаимоотношений живых организмов друг с другом.

Различают и запоминают съедобные и ядовитые грибы.

Осваивают приёмы первой помощи при отравлении ядовитыми грибами .




Предметные результаты обучения (для раздела)

Метапредметные результаты обучения (для раздела)

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

— разнообразие и распространение грибов;

— роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику грибам;

— отличать грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль грибов в природе и жизни человека.



Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

  • анализировать изучаемые объекты

  • выделять существенные признаки объекта

  • сравнивать изучаемые объекты

  • классифицировать объекты

  • изучать объекты в ходе практической работы

  • находить информацию об объектах, анализировать и оценивать ее, переводить информацию из одной формы в другую





Цель урока: обеспечить осмысление и первичное закрепление знаний о строении и жизнедеятельности шляпочных грибов, их роль в живой природе и жизни человека.
Задачи урока

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

Сформировать знания

  • о строении шляпочных грибов,

  • об основных процессах жизнедеятельности шляпочных грибов,

  • о разнообразии шляпочных грибов.

Сформировать умения

- давать общую характеристику шляпочных грибов,

- определять и называть виды плодовых тел

- отличать съедобные грибы от ядовитых,

- объяснять роль грибов в жизни человека,

2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

  • сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,

  • вызвать удивление уникальностью строения и функционирования шляпочных грибов,

  • сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о шляпочных грибах в живой природе, для человека.


Формы работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.

Обучающиеся сидят в группах по 4 человека (в зависимости от наполняемости класса)



Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)


1.1.Формулировка темы урока

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
- Давайте вспомним, какое царство мы начали изучать на прошлом уроке?

Грибы.
Выполните тест, найдите его в электронном учебнике «Контроль знаний в теме «Общая характеристика грибов»
Толкование слова «гриб» из словаря Даля.

Гриб-растение более или менее мясистое, без веток, без листьев, без цвета; гриб состоит из корешка или пестика с мочками и шляпки, испод шляпки : мездра, бухтарма.
Согласны ли вы с этим толкованием?
О какой из групп грибов здесь говорится?
О шляпочных

Достаточно ли у вас знаний о шляпочных грибах, чтобы исправить биологические ошибки?
Что вы знаете о шляпочных грибах, где вы с ними встречались?

Растут в лесу. Есть съедобные и несъедобные.

Какие вы знаете грибы?

Подберёзовик, подосиновик, мухомор.


Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Организует проверку знаний.
Выдвигает проблему, сообщает тему урока

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Выполняют тест на ноутбуках.


Определяют проблему, выдвигают предположения о теме урока.

Вспоминают то, что знают.

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работают в парах.

1.2. Целеполагание и определение путей достижения цели

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? (Слайд 1)

- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения и жизнедеятельности, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека.
Какими способами будем достигать перечисленные вами цели?

  • Анализировать результаты наблюдений

  • Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках, модулях ЭОР.

  • Изучать новые понятия.

  • Задавать вопросы учителю.

  • Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.



обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Запись учащимися числа, темы урока.

Презентация проекта о многообразии грибов, выполненная опережающей формой обучения.
Учащиеся конкретизируют цели урока, предлагают пути их достижения.

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

ЦЕЛЬ - спрогнозировать предстоящую деятельность.

2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (25 минут)


2.1. Элемент содержания «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название?

Как можно изучить строение у грибов?

Можно рассмотреть живые объекты, таблицы, схемы, рисунки, муляжи.

Для решения первой задачи о строении шляпочных грибов мы выполним лабораторную работу «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Для этого воспользуйтесь учебником на стр. 71 рисунком 41.

Изучите пункт «Строение шляпочных грибов» на стр. 70-71 и результаты оформите в рабочей тетради стр. 31, зад. 50.

Инструкция по выполнению в конце параграфа, стр. 77.

Работаем в парах. Время на выполнение 5-7 минут.
Подведём итоги:

  1. Какое строение имеют шляпочные грибы?

  2. На какие группы по строению шляпки они делятся?

Справились ли мы с первой задачей?

Да.
Физкультминутка (пауза релаксации)

1 минута

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё ниже, ниже.

Учитель организует проведение лабораторной работы, контролирует ход выполнения, корректирует работу учащихся.

Работа с рабочими тетрадями, подписывают основные части шляпочных грибов, отвечают на вопросы, систематизируют знания, обобщают и делают выводы.



Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

    1. Элемент содержания «Жизнедеятельность грибов. Симбиоз. Микориза».

Почему грибы имеют названия: подберёзовик, подосиновик, опята?

Растут по данными растениями.

В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом – подберезовиков. Почему?

(Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами.)

А почему так, не иначе?

Помогают друг другу.

Правильно, а как называется такая помощь? Дайте понятие «симбиоз».

Эта помощь, взаимно выгодное сожительство называется симбиоз.

Давайте посмотрим рисунок 43 на стр. 72, видеофрагмент.

Что дают растения грибам и что дают грибы растениям?

Растения дают органические вещества грибам, а грибы в свою очередь минеральные вещества растениям.

А как это происходит?

Гифы гриба срастаются с корневыми волосками растения.

Такое переплетение называется грибокорень.

Давайте подведём итог:

С какими новыми понятиями мы познакомились при решении второй задачи.

Это симбиоз и микориза. Запишите в тетрадь.

Как размножаются грибы?

Какие способы бесполого размножения вы знаете?

Вегетативными органами и спорами.

А сейчас поработаем с рисунком 42 на стр. 71, видеосюжетом.

Учитель: Часто на суходольных лугах встречаются луговые опенки, образующие круги – как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление "нечистой силе”, называли их "ведьмины кольца”. Ведь в середине круга даже трава не растет как бы вытоптана.. Объясните эти факты с точки зрения биологии. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии. (Сообщение учащегося)

Возможный ответ. От споры грибница чаще всего разрастается по радиусам, потому что ее нити в почве равномерно расходятся во все стороны. Через определенное время на радиальных нитях появляются плодовые тела. Грибница, разрастаясь, истощает почву, и на ней не может расти трава.



Учитель формулирует проблемную ситуацию и организует поиск решения.

Решают проблемную ситуацию, находят ответы на вопросы с помощью учебника, обобщают, делают выводы и результаты оформляют в рабочей тетради.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

2.3. Элемент содержания «Съедобные и ядовитые грибы их роль в природе и хозяйственной деятельности» 5 минут.

Проблемная ситуация, стихотворение Елены Липатовой «Грибники»

Выступления учащихся с проектом и биологическим исследованием.

Правила сбора грибов (сообщение).

1 группа – энциклопедисты: по дополнительному материалу изучают роль грибов, выращивание грибов.

2 группа – энциклопедисты: работают с модулем «Грибы. практика», в интерактивном режиме изучают профилактику отравлений грибами, меры первой помощи при отравлении грибами.

3 группа – работают с модулем «Грибы. практика», в интерактивном режиме распределяют грибы на съедобные и ядовитые, находят признаки грибов двойников.

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения

Учащиеся выполняют задания по группам, используя текст учебника стр. 73-76 и материал энциклопедии, модули ЭОР, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)











Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока?

- Проверить, достигнуты ли результаты и оценить их.
Вернемся к целям урока (записаны на слайде). Все ли цели достигнуты теперь? Это результаты нашей совместной работы.
Вспомните и озвучьте способы, с помощью которых вы достигали поставленных целей.
Теперь необходимо оценить качество достижения результатов.

Проверочная работа.

Вариант 1. Задания с выбором верного ответа. Проверка индивидуально путем сравнения с образцом.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

«Итоговое тестовое задание»

1.Оболочка клеток большинства грибов содержит:

А) хитин

Б) целлюлозу

В) муреин

2.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

А) мицелий

Б) плодовое тело

В) микориза

3.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

А) выгодно одному из организмов

Б) не выгодно обоим

В) выгодно обоим

4.Выбрать съедобные грибы:

А) мухомор

Б) маслёнок

В) бледная поганка

5.К пластинчатым грибам относится

А) лисичка

Б) подосиновик

В) маслёнок




1

2

3

4

5

Ответ

А

В

В

Б

А


Проанализируйте результаты проверочной работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?

Запишите индивидуальное домашнее задание. Какие понятия необходимо повторить? Какие умения отработать еще раз?
Вспомните весь ход урока, свои мысли, чувства, действия.

Оцените те показатели, которые перечислены ниже от 1 до 5 баллов. На оси или выше отметьте точкой каждую свою оценку, рядом с точками подпишите сокращенное обозначение названия (например, точка А – активность). Подумайте, что вам хотелось бы изменить? Отметьте стрелкой то, что можно изменить уже на следующем уроке.

  • Моя активность на уроке (А)

  • Насколько мне было интересно (И)

  • Насколько мне удалось выполнить цели, поставленные в начале урока вместе с классом (Ц)

  • Мое настроение (Н)


3

5

4

1

2


Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

§12.

Индивидуальное задание на выбор:

а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;

б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);

в) сообщение о плесневых грибах;

г) сказка собственного сочинения по теме урока.


  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.

  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.

  • Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений для выращивания культурных растений (в рамках выполнения домашнего задания и его обсуждения)

  • Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока)

  • Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы

  • Осуществляют рефлексию учебной деятельности




Регулятивные:

  • оценка достижения планируемых результатов

  • коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой

  • волевая саморегуляция


Познавательные:

  • рефлексия способов и условий действий

  • контроль и оценка способов и результатов действий


Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью







Лист самооценки

Оценочный лист ученика 5___ класса_________________________________________

по теме «Шляпочные грибы»



Вид работы

оценка

1

Тест по теме «Общая характеристика грибов»




2

Лабораторная работа « Строение плодовых тел шляпочных грибов.

с

у

3

Работа с модулем ЭОР




4

Тест «Проверь себя»




5

Рефлексия

  • Моя активность на уроке (А)

  • Насколько мне было интересно (И)

  • Насколько мне удалось выполнить цели, поставленные в начале урока вместе с классом (Ц)

  • Мое настроение (Н)


3

5

4

1

2








Итоговая оценка за урок

с

у



Тест «Проверь себя»
1.Оболочка клеток большинства грибов содержит:

А) хитин

Б) целлюлозу

В) муреин

2.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

А) мицелий

Б) плодовое тело

В) микориза

3.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

А) выгодно одному из организмов

Б) не выгодно обоим

В) выгодно обоим

4.Выбрать съедобные грибы:

А) мухомор

Б) маслёнок

В) бледная поганка

5.К пластинчатым грибам относится

А) лисичка

Б) подосиновик

В) маслёнок

Тест «Проверь себя»
1.Оболочка клеток большинства грибов содержит:

А) хитин

Б) целлюлозу

В) муреин

2.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

А) мицелий

Б) плодовое тело

В) микориза

3.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

А) выгодно одному из организмов

Б) не выгодно обоим

В) выгодно обоим

4.Выбрать съедобные грибы:

А) мухомор

Б) маслёнок

В) бледная поганка

5.К пластинчатым грибам относится

А) лисичка

Б) подосиновик

В) маслёнок




1 группа


  1. Найдите в папке «5 класс» на рабочем столе практический модуль «Грибы. Практика». Откройте его.

  2. Выполните работу на стр.3-7, в интерактивном режиме распределите грибы на съедобные и ядовитые, найдите признаки грибов двойников.

  3. Результаты запишите в тетрадь.

2 группа

1. Найдите в папке «5 класс» на рабочем столе практический модуль «Грибы. Практика». Откройте его.

2. Выполните работу на стр.8, в интерактивном режиме изучите профилактику отравлений грибами, меры первой
помощи при отравлении грибами.

3. Результаты запишите в тетрадь.


3 группа
Изучите информацию учебника стр.73-74, электронный учебник, дополнительные материалы, расскажите о значении грибов, выращивании их в искусственных условиях.


Поделиться в соцсетях



Похожие:

Конспект урока по биологии тема урока «Шляпочные грибы» iconКонспект урока биологии 6 класс Тема урока: «Плоды»
Цель урока: изучение нового материала с использованием технологии критического мышления

Конспект урока по биологии тема урока «Шляпочные грибы» iconКонспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Цель урока: Дать представление об эволюционных представлениях на разных этапах развития общества

Конспект урока по биологии тема урока «Шляпочные грибы» iconКонспект урока биологии в 10 классе (умк н. И. Сонин) Тема урока:...
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами критического мышления

Конспект урока по биологии тема урока «Шляпочные грибы» iconКонспект урока по химии в 8 классе. Тема: «Химические уравнения....
Название работы: Конспект урока по химии в 8 классе. Тема: «Химические уравнения. Составление химических уравнений»

Конспект урока по биологии тема урока «Шляпочные грибы» iconУрока по биологии в 7 классе. Тема: «Класс Земноводные. Строение...
Название работы: Конспект урока по биологии в 7 классе. Тема: «Класс Земноводные. Строение тела земноводных»

Конспект урока по биологии тема урока «Шляпочные грибы» iconУрок природоведения в 5 классе. Тема: Шляпочные грибы
Образовательные: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение шляпочных грибов

Конспект урока по биологии тема урока «Шляпочные грибы» iconКонспект урока (технология проблемного обучения) Тема урока: Углеводы. Важнейшие моносахариды
Цельурока: Расширить и углубить знания учащихся об углеводах, приобретенные в курсе

Конспект урока по биологии тема урока «Шляпочные грибы» iconУрок биологии в 6-м классе по теме: "Шляпочные грибы"
Сафонова Наталья Фёдоровна, учитель биологии гбоу сош с. Бузаевка, муниципального района Кинельский Самарской области

Конспект урока по биологии тема урока «Шляпочные грибы» iconКонспект урока по биологии 9 класс Тема «Нуклеиновые кислоты»
«Введение в биологию» Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. – М.: Дрофа

Конспект урока по биологии тема урока «Шляпочные грибы» iconКонспект открытого урока «Грибы в биосфере и жизни человека» -: фио (полностью)
Систематизировать знания о грибах, познакомиться с разнообразием грибов и выяснить их роль


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную