Рабочая программа по биологии 7 класса основной ступени обучения Ковалевой Любовь Петровны


страница1/2
bio.na5bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ельнинская средняя общеобразовательная школа №3

Рассмотрено: Утверждено: Утверждаю:

На заседании ШМО на педсовете Директор МБОУ Ельнинской

средней школы №3

-----------/ -------------- ----------- - /--------------- ---------------/-----------------

«-----» ------------2013 г. «-----»---------------2013г. « ----» ----------------------2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 7 класса основной ступени обучения

Ковалевой Любовь Петровны

учителя биологии 1 категории 13 разряда.

2013 - 2014учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии , программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом под руководством В. В. Пасечника, и включающей в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем. отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Из Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года .Лабораторных работ-7.Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ



Нормативные документы

1

«Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по биологии» Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.

2

Обязательный минимум содержания программ по биологии основного и среднего общего образования, требования к уровню подготовки выпускников.

3

«Федеральный базисный учебный план» Приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.

4

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

5

Примерный учебный план для образовательных учреждений РО и учебный план образовательного учреждения.

6

Примерная программа по биологии для основной общеобразовательной школы (М.: Дрофа,2010).

7


Авторская программа по биологии в 5-9 классах В.В. Пасечника.М.Дрофа.2010г.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1.освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания животных;

2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

5.иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс – М.: Дрофа, 2010. - 304 с. (Гриф: Допущено МО РФ)

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен знать:

-характерные признаки царства животных;

-строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки); роль простейших в биосфере и жизни человека; -многоклеточность и ее биологический смысл; -отличительные черты планов строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые); основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные; фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека; особенности жизненных циклов морских беспозвоночных; особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней; основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше; основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение для человека; важнейшие отряды насекомых; о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением; роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд); важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; причины возникновения «вредителей»; насекомые человеческого жилища на примере своего региона; роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;

классы позвоночных животных; приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше; особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных;

роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли; о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и их рациональное использование ресурсов; особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением, птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни; роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни человека; о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности; основные экологические группы птиц и млекопитающих , важнейшие отряды млекопитающих; основные группы домашних животных, их значение в жизни человека; основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, о рациональном использовании их ресурсов на примере своего региона; характерных животных своего региона; -об охране животных, роли заповедников и заказников.

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона.- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии у животных.

уметь- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать готовые микропрепараты и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части, органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных,

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.

-оказания первой помощи при укусах животных;

-соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Содержание программы по биологии для 7 класса.

Тема Общие сведения о животном мире (2 часа)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Методы изучения животных .Среды жизни и места обитания животных. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга. Систематика животных. Основные систематические категории животных : царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии. Роль зоологии в практической деятельности людей.

Тема 1. Многообразие животных (34часа)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

1.1. Подцарство Простейшие (2 часа)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые .Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных .Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы. Значение простейших в природе и жизни человека.

1.2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные(16часов)

Тип Губки (1 час)

Классы губок. Роль губок в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные (1час)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы .Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей :Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (4 часа)

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация .Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных .Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах .Значение червей и их место в истории развития животного мира. Лабораторные работы:№1Изучение внешнего строения дождевого червя. Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение.

Тип Моллюски (2часа)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины .Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение .Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение. Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Тип Иглокожие(1 час)

Классы иглокожих. Роль иглокожих в природе и жизни человека.

. Тип Членистоногие (8 часов)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями .Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека .Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека .Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека .Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых. Лабораторные работы:№2Знакомство с ракообразными.№3Изучение представителей отрядов насекомых .Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие»(1час)

1.3Многоклеточные организмы. Хордовые (16 часов)

Подтип Бесчерепные(1час)

Краткая характеристика типа хордовых. Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Надкласс Рыбы ( 2 часа)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств. Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению .Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. Промысловое значение рыб.. Основные группы промысловых рыб. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Рыборазводные заводы и их значение для экономики. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:№4 Внешнее строение и передвижение рыб.

Класс Земноводные (1час)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами .Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии ( 1 час )

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц .Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека. Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Класс Птицы (4 часа )

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком .Лабораторная работа№5 Изучение внешнего строения птицы.

Класс Млекопитающие, или Звери (6 часов)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы. Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные .Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. Исторические особенности развития животноводства. Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация . Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих. Обобщение знаний по теме «Класс Млекопитающие»(1час)

  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по биологии 7 класса основной ступени обучения Ковалевой Любовь Петровны iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и икт»
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и икт» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы...

Рабочая программа по биологии 7 класса основной ступени обучения Ковалевой Любовь Петровны iconПояснительная записка Курс биологии 5 класса открывает пятилетний...
Систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно-научных знаний...

Рабочая программа по биологии 7 класса основной ступени обучения Ковалевой Любовь Петровны iconРабочая программа по биологии
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе

Рабочая программа по биологии 7 класса основной ступени обучения Ковалевой Любовь Петровны iconРабочая программа Искусство Мировая художественная культура для учащихся 8 класса. Составитель
Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах

Рабочая программа по биологии 7 класса основной ступени обучения Ковалевой Любовь Петровны iconРабочая программа по биологии (ΙΙ, ΙΙΙ ступени). Разработчик : Клопова Елена Юрьевна
Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса:...

Рабочая программа по биологии 7 класса основной ступени обучения Ковалевой Любовь Петровны iconРабочая программа по курсу «Биология»
Рабочая программа по курсу «Биология» предназначена для организации обучения учащихся 10-11 класса, разработана в соответствии с...

Рабочая программа по биологии 7 класса основной ступени обучения Ковалевой Любовь Петровны iconРабочая программа по биологии для I x класса
Программа предназначена для изучения курса «Основы общей биологии» в 9 классе средней общеобразовательной школы и является логическим...

Рабочая программа по биологии 7 класса основной ступени обучения Ковалевой Любовь Петровны iconРабочая программа по биологии для 6 класса Программа разработана
Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом...

Рабочая программа по биологии 7 класса основной ступени обучения Ковалевой Любовь Петровны iconРабочая программа составлена на основании Примерной программы основного...
«Человек и его здоровье», авторы Драгомилов А. Г., Маш Р. Д рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. Рабочая программа составлена...

Рабочая программа по биологии 7 класса основной ступени обучения Ковалевой Любовь Петровны iconРабочая программа по биологии для 5 класса по фгос ООО 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по биологии для пятого класса составлена в соответствии с нормативными документами


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную