Программа по биологии разработана для учащихся 9 класса со сложной структурой дефекта Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на основе программы В.


страница1/3
bio.na5bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 35»

Принята педагогическим Согласовано Утверждено приказом

советом МБОУ «СКОШ VIII заместитель директора директора № 65

вида № 35 __________ В.Н.Адам от 29. 08. 2014

протокол №1 27.08.2014 __________ И.В.Кокосова

от 28.08.2014
Рабочая программа

по биологии

9 «Б» класс

2015 – 2016 уч. год

Составитель: Поторочина Г.Б. -

учитель высшей квалификационной категории
г. Череповец

2015

Пояснительная записка
Программа по биологии разработана для учащихся 9 класса со сложной структурой дефекта Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на основе программы В.И.Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронковой «Естествознание» 9 класс (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под ред. В.В.Воронковой. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2010 (допущены Министерством образования и науки РФ) с учётом их психофизических возможностей, а также ранее приобретённых умений, навыков и познавательной заинтересованности.
- Учебник "Биология" 9 класс Человек И.В.Романов, И.Б.Агафонова Москва "Дрофа" 2010.

- Рабочая тетрадь "Биология" 9 класс Человек И.В.Романов, И.Б.Агафонова.
Цель обучения предмету: формирование представлений учащихся о человеке, его организме, жизнедеятельности основных органов.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- знать название, строение, расположение основных органов организма человека;

- иметь элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

- применять знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

- соблюдать санитарно - гигиенические требования;

- воспитывать нравственные качества учащихся, прививать экологическую культуру, привычку к здоровому образу жизни;

- развивать память, внимание, мышление, речь, зрительное восприятие средствами предмета "Биология".

Обучение биологии носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Коррекционная направленность предмета заключается в усвоении учениками элементов логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, обогащения лексического запаса слов, а также получении новых социально значимых для самостоятельной жизни знаний.

В 9 классе изучается раздел "Человек". При изучении этого раздела учащиеся получают элементарные сведения о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней, какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания, а также для нормальной его жизнедеятельности.
Основной формой обучения биологии является урок. Объём, содержание и система изучения учебного материала для учащихся со сложной структурой дефекта имеет значительное своеобразие. Это объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися, а именно:

- учащиеся с проблемами интеллектуального развития усваивают новые знания медленно, затрачивая при этом много усилий и времени, поэтому программный материал дан более сжато и упрощённо,

- учащиеся склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, поэтому программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями постоянное повторение ранее изученного,

- разные возможности учащихся их личный и практический опыт, познавательная деятельность, желание узнавать новое указывает на необходимость дифференциации и индивидуального подхода в обучении данному предмету.

Рабочая программа по биологии для 9 класса в соответствии с учебным планом образовательного учреждения рассчитана на 2 часа в неделю (68 ч в год).
Содержание программы предполагает изучение следующих разделов:

  • Введение.

  • Общий обзор организма человека.

  • Опора тела на движение.

  • Кровь и кровообращение.

  • Дыхание.

  • Пищеварение.

  • Почки.

  • Кожа.

  • Нервная система.

  • Органы чувств.

  • Охрана здоровья человека в Российской Федерации.


По предмету «Биология» составлено тематическое планирование. Количество часов по той или иной теме определяется познавательными возможностями учащихся, с опорой на их сильные и слабые стороны, так как у данной категории учащихся снижен: мотивационный компонент обучения, работоспособность, темп работы на уроке.

Для определения динамики обучаемости учащихся со сложной структурой дефект разработаны «Листы индивидуальных достижений», где определены минимальные требования к знаниям умениям на начало и конец учебного года.

Процесс обучения биологии постоянно сопровождается контролем. Текущий контроль осуществляется как в устной (фронтальный, индивидуальный опрос), так и в письменной форме (проверочная работа, тестирование). Для учащихся со сложной структурой дефекта разрабатываются проверочные работы с учётом их способностей, потенциальных возможностей, темпа работы, обобщающие уроки по пройденным темам, в конце учебного года - контрольная работа.

Знания оцениваются по традиционной 5 - балльной шкале. Оценка зависит от индивидуальных возможностей учеников с проблемами интеллектуального развития, выполняет стимулирующую функцию и учитывает степень продвижения ученика относительно самого себя.

Содержание учебного предмета.

Человек.

Введение.
Место человека среди млекопитающих (как единство разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Общий обзор организма человека.

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение.

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокалённых костей.

Кровь и кровообращение.

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные и белые), плазма крови.

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды. (а через кровеносную систему - на весь организм).

Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы.

1. Микроскопическое строение крови.

2. Подсчёт частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Дыхание.

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в лёгких и тканях. Болезни, предающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Пищеварение.

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно - кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов:
1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

3. Действие слюны на крахмал.

4. действие желудочного сока на белки.
Почки.

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа.

Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система.

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг. нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств.

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Демонстрация влажного препарата "Глаз крупного млекопитающего", моделей глазного яблока и уха.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации.
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда0. Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

Болезни цивилизации: герпес ,онкология, ВИЧ - инфекция и другие. Меры профилактики.

Планируемые результаты обучения учащихся со сложной структурой дефекта на конец учебного года.

Учащиеся должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;



  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;



  • влияние физических нагрузок на организм;



  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;



  • основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;



  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.



Тематическое планирование по биологии (учащиеся со сложной структурой дефекта)

68 часов в год

2 часа в неделю

I четверть – 16 часов




Изучаемая тема

Дата

1 1

Введение.

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе.

Пр. р. "Как работать с тетрадью".

2. 09

2

Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Пр. р. "Сходство и различие человека и животного".

4. 09

3

Общий обзор организма человека.

Общее знакомство с организмом человека.

Демонстрация торса человека.

9. 09


4

Краткие сведения о строении клеток. Химический состав клетки. Выполнение заданий в рабочей тетради.

11. 09

5

Краткие сведения о строении клеток. Жизнедеятельность клетки. Лаб. работа "Строение клетки".


16. 09

6

Краткие сведения о тканях человека. Лаб. работа "Устройство светового микроскопа".

18. 09

7

Органы и системы органов (опорно - двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). Выполнение заданий в рабочей тетради.


23. 09

8

Обобщающий урок по теме "Общий обзор".

25. 09

9

Опора тела и движение.

Значение опорно - двигательной системы. Состав и строение костей. Выполнение заданий в рабочей тетради.

30. 09

10

Состав и строение костей. Лаб. работа "Состав костей".

2. 10

11

Скелет человека. Демонстрация скелета человека, позвонков.

7. 10

12

Соединения костей (подвижное и неподвижное). Выполнение заданий в рабочей тетради.

9. 10

13

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Пр. работа "Как правильно оказать первую помощь при переломах костей конечностей".

14. 10

14

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Выполнение заданий в рабочей тетради.

16. 10

15

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета мышц.

Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Опыты на статическую и динамическую нагрузки на мышцы.


21. 10

16

Обобщающий урок по теме: "Опорно - двигательная система".

23. 10
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Программа по биологии разработана для учащихся 9 класса со сложной структурой дефекта Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на основе программы В. iconПрограмма по географии разработана для учащихся 8 класса (со сложной...
Т. М. Лифановой (Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: / Под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманит. Изд. Центр...

Программа по биологии разработана для учащихся 9 класса со сложной структурой дефекта Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на основе программы В. iconМетодическая разработка Михеевой Наталии Васильевны учителя физической...
Гоу яо рыбинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат №1 VIII вида г. Рыбинска

Программа по биологии разработана для учащихся 9 класса со сложной структурой дефекта Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на основе программы В. iconНикишов А. И. Биология. Неживая природа. 6 класс: учебник для специальных...
И. Сивоглазова, Т. В. Шевыревой, Л. В. Кмытюк, В. В. Воронковой Естествознание «Биология» (Программы специальной (коррекционной)...

Программа по биологии разработана для учащихся 9 класса со сложной структурой дефекта Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на основе программы В. iconИгра «Поле чудес» по теме: «Птицы наши друзья» для учащихся 5-9 классов...
Игра «Поле чудес» по теме: «Птицы – наши друзья» для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида Учитель биологии Зверкова...

Программа по биологии разработана для учащихся 9 класса со сложной структурой дефекта Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на основе программы В. iconПрограммы
Мкс(К)оу итатской специальной школы – интерната VIII вида на 2015 2016 учебный год

Программа по биологии разработана для учащихся 9 класса со сложной структурой дефекта Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на основе программы В. iconРабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе примерной...
В. В. Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва,...

Программа по биологии разработана для учащихся 9 класса со сложной структурой дефекта Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на основе программы В. iconПояснительная записка рабочая программа по биологии оставлена на...
Рабочая программа по биологии оставлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под...

Программа по биологии разработана для учащихся 9 класса со сложной структурой дефекта Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на основе программы В. iconРабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной...
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Программа по биологии разработана для учащихся 9 класса со сложной структурой дефекта Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на основе программы В. iconРабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе примерной...
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Программа по биологии разработана для учащихся 9 класса со сложной структурой дефекта Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на основе программы В. iconПрограмма курса «Экология» для учащихся 8 класса. Составитель: Алтынникова...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гаванская основная общеобразовательная школа»


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную