Задачи: Развить знания о системной организации природы на основе знакомства с биосферой как глобальной экосистемой. Познакомить со средами жизни в пределах биосферы


bio.na5bal.ru > Биология > Документы
Биосфера – биологическая оболочка Земли (9 кл)

Задачи:

  1. Развить знания о системной организации природы на основе знакомства с биосферой как глобальной экосистемой.

  2. Познакомить со средами жизни в пределах биосферы.

  3. Продолжить патриотическое воспитание на основе знакомства с вкладом В.И.Вернадского в учение о биосфере.

  4. Формировать умение готовить учебные проекты.

Планируемые результаты: называть геосферы, среды жизни, описывать характерные особенности сред жизни, пределы распространения биосферы, вклад В.И. Вернадского в развитие знаний о биосфере; объяснять: устанавливать причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере; прогнозировать: высказывать предположения о последствиях разрушения озонового экрана для жизни биосферы.

Основные термины и понятия: геосферы (литосфера, гидросфера, тропосфера, атмосфера, озоновый экран, стратосфера); среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная) биосфера современная, палеобиосфера.

Основное содержание:

  1. Организационный момент

  2. Геосферы – оболочки Земли

  3. Биосфера, её границы

  4. Среды жизни, их характерные особенности.

  5. Средообразующая деятельность организмов

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание

Методы обучения:

Словесные – беседа, описание, объяснение, рассказ.

Наглядные – демонстрация презентации

Практические – работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин)


2. Геосферы – оболочки Земли (8 мин)

Биосфера - тонкий слой нашей планеты, населенный организмами, взаимодействующими с воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и земной корой (литосферой). Все живые существа зависят от сохранности ее целостности и устойчивости.

- Выберите одну из оболочек биосферы, прочитайте о ней в учебнике и составьте о ней синквей (С.Г. Мамонтов Биология общие закономерности стр.218) (слайд №3)

Синквей:

  1. существительное

  2. два прилагательных

  3. три глагола

  4. предложение

  5. существительное

(слайд №4)

1. Атмосфера

2. Меняющаяся, прозрачная

3. Окружает, пропускает, защищает.

4. Дыхание, фотосинтез, минерализация.

5. Воздух

1. Гидросфера

2. Глубокая, жидкая

3. Течёт, поглощает, кормит.

4. Занимает большую часть поверхности.

5. Океан

1. Литосфера

2. Твёрдая, плотная.

3. Покрывает, меняется, разрушается.

4. Почва - место обитания основной массы организмов

5. Минералы.



Вывод: (самостоятельно) (слайд №5)

  • Литосфера – твердая наружная оболочка Земли, состоящая из осадочных пород и расположенных под ними гранитов и базальтов

  • Гидросфера – все океаны, моря, озера и реки

  • Атмосфера – газовая оболочка Земли


Постановка познавательной задачи (слайд №6)

Докажите, что биосфера является глобальной экосистемой.

Термин “Биосфера” был впервые введен австрийским ученым Э.Зюссом в 1875 году для различения основных оболочек Земли: литосферы, атмосферы, гидросферы. Однако автор не акцентировал внимание на ее роль и зависимость от планетарных параметров Земли.

Только В.И.Вернадский заложил основы учения о биосфере, сформулировав идею экосистемной ее организации.

Сообщение ученика о научной деятельности В.И.Вернадского
3. Границы биосферы (слайд №№7 – 10) (6 мин) (беседа) определяются факторами земной среды, которые делают невозможным существование живых организмов.

В состав биосферы входят верхние слои литосферы, нижний слой атмосферы (тропосфера) и вся гидросфера, связанные между собой сложными круговоротами веществ и энергии. В литосфере жизнь встречается на глубине 3,5 – 7,5 км ограничен высокой температурой земных недр и уровнем проникновения воды в жидком состоянии, верхний предел жизни тропосфера и нижние слои стратосферы (20 км) – жестким излучением ультрафиолетовых лучей (все, что находится на высоте ниже 20 км, защищено от губительного излучения двадцатикилометровым озоновым слоем), в гидросфере земной коры оранизмы проникают на всю глубину Морового океана (10 -11 км). Тем не менее, на границах биосферы можно найти, в основном, лишь микроорганизмы (обычно в виде спор); наибольшая же концентрация биомассы наблюдается у поверхности суши и океана, в местах соприкосновения оболочек.

Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, область существования живого вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и измененную ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.). (слайд №11)

Состав биосферы: (по слайдам презентации (слайд №12 – 15) ответить на вопросы) (3 мин)

  1. Чем образовано живое вещество биосферы? (все живые организмы)

  2. Как образуется биокосное вещество? (живое и неживое вещество – почва, природная вода)

  3. Как образуется биогенное вещество? (вещество, которое образуется при действии организмов – осадочные породы)

  4. Чем представлено косное вещество? (вся неживая природа)


4. Среды жизни, их характерные особенности. (слайд №16)

Организмы, составляющие биосферу, обладают поразительной способностью к размножению и распространению по планете.

Совокупная биомасса Земли составляет примерно 2,4 * 1012 т (около 0,01 % массы всей биосферы). 97 % из этого количества занимают растения, 3 % – животные. В настоящее время на Земле известно несколько миллионов видов живых организмов.

В пределах биосферы можно выделить четыре основные среды обитания живых организмов, сильно различающихся по свойствам и силе действия отдельных факторов: водную, наземно-воздушную, почвенную, организменную.

В зависимости от того, в каких средах живут представители разных видов, они испытывают действие разных экологических факторов и вынуждены приспосабливаться к ним. (по слайдам презентации (слайд №17 – 25) определить условия среды и приспособления организмов) (8 мин)

Среда

Условия среды

Приспособления организмов

Водная

Плотная, подвижная, высокая теплопроводимость, на глубине высокое давление, солёная, мало кислорода, свет до 100 м.

Водоросли обитают у поверхности, у животных: обтекаемая форма тела, плавники, органы дыхания жабры, боковая линия, не нужны приспособления для низких температур

Наземно-воздушная

Не плотная, давление небольшое, много кислорода, вода распространена неравномерно, сезонные перепады температуры

В основном – теплокровные животные, наличие скелета, мышц, различные формы передвижения, хорошо развиты органы чувств. Растения образуют множество экологических групп, приспособленных к тем или иным факторам среды (свет, влажность, температура)

Почва

Кислорода мало, света нет, высокая плотность, отсутствуют колебания температуры

Животные мелкие (черви, насекомые, грибы, бактерии, у животных есть органы для копания, глаз нет, развиты обоняние и слух)

Тела организмов

Постоянные условия среды (температура, влажность, наличие пищи)

Паразиты утрачивают органы чувств, передвижения, некоторые внутренние органы, хорошо развиты органы прикрепления и размножения)

Биосфера — продукт эволюции Земли. Живое вещество играет огромную роль в развитии нашей планеты. Биосфера характеризуется высоким разнообразием природных условий, зависящих от широты и рельефа местности, от сезонных изменений климата. Но основная причина разнообразия природных условий — это деятельность самих живых организмов.

Каждый вид по-своему взаимодействует с окружающей средой. Деятельность живых организмов создает удивительное разнообразие окружающей нас природы. Это разнообразие служит гарантией сохранения жизни на Земле. (слайд №26 – 28)

5. Средообразующая деятельность организмов (7 мин) (беседа)

  1. Механическое воздействие – почвенные животные перемешивают почву, корни растений её рыхлят и скрепляют. (слайд №29)

  2. Фильтрация воды – моллюски, ракообразные, рыбы при питании и дыхании фильтруют воду, очищают её. (слайд №30)

  3. Формирование состава атмосферы – растения благодаря фотосинтезу поддерживают газовый баланс Земли. (слайд №31)

  4. Создание микроклимата – растения, регулируют водный обмен и смягчая колебания температуры, создают более мягкие условия для жизни живых организмов. (слайд №32)

  5. Участие в круговороте веществ – организмы перемещают многие химические элементы в своих телах. (слайд №33)

  6. Улучшение плодородия почв – организмы в почве перерабатывают мёртвую органику до неорганических веществ. (слайд №34)

Закрепление:

На примере биогеоценоза (широколиственный лес) приведите не менее 6 примеров воздействия организмов на окружающую их среду. (слайд №35)
6. Тестирование по материалу урока. (5 мин) (взаимопроверка) (слайд №№36, 37)

1. Термин «биосфера» ввел ученый:

  1. В. Вернадский

  2. В. Докучаев

  3. Э. Зюсс

2. Биосфера по В.И. Вернадскому – это земная оболочка, которая включает в себя:

  1. живые организмы

  2. живые организмы и измененную ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.)

  3. атмосферу, гидросферу и литосферу

3. Нижний предел жизни на Земле (до глубины 3,5 км) ограничен:

  1. высокой температурой земных недр

  2. отсутствием кислорода

  3. плотностью среды

4. Верхний предел жизни на Земле (20 км) ограничен:

  1. температурными условиями

  2. жестким излучением ультрафиолетовых лучей

  3. плотностью среды

5. Совокупная биомасса Земли составляет примерно 2,4 * 1012 т (около 0,01 % массы всей биосферы):

  1. 97 % из этого количества занимают животные, 3 % – растения

  2. 97 % из этого количества занимают растения, 3 % – животные

  3. 97 % из этого количества занимают бактерии, 3 % – животные и растения

6. Перечислите, какие среды обитания живых организмов выделяют?

7. Высокой теплоемкостью обладает:

  1. вода

  2. почва

  3. воздух

Правильные ответы (слайд №38)

1 - в

2 - б

3 - а

4 - б

5 - б

6 – водная, наземно-воздушная, почва, тело организма

7 – а

Оценка (слайд №38)

7 – 6 – «5»

5 – 4 – «4»

3 – 2 – «3»

1 – 0 – «2»
7. Домашнее задание: (2 мин) (слайд №39)

параграфы: 6.1; 6,2; 10.1 (стр. 288-289)

рабочая тетрадь: №№167 - 169

В тетради: На примере биогеоценоза (водоём, степь) приведите не менее 6 примеров воздействия организмов на окружающую их среду.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Задачи: Развить знания о системной организации природы на основе знакомства с биосферой как глобальной экосистемой. Познакомить со средами жизни в пределах биосферы iconТема: Методы изучения органической природы, биологические науки
Селекция как наука решает задачи: 1 сохранение биосферы, 2 создание агроценозов, 3 создание новых удобрений, 4 выведение новых пород...

Задачи: Развить знания о системной организации природы на основе знакомства с биосферой как глобальной экосистемой. Познакомить со средами жизни в пределах биосферы iconРазработка урока по биологии в 9 классе на тему: «Красота как биологическая целесообразность»
...

Задачи: Развить знания о системной организации природы на основе знакомства с биосферой как глобальной экосистемой. Познакомить со средами жизни в пределах биосферы iconГигиена дыхании. Первая помощь при остановке дыхания. Конспект урока...
Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания,...

Задачи: Развить знания о системной организации природы на основе знакомства с биосферой как глобальной экосистемой. Познакомить со средами жизни в пределах биосферы iconТема Содержание
Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. Наблюдение,...

Задачи: Развить знания о системной организации природы на основе знакомства с биосферой как глобальной экосистемой. Познакомить со средами жизни в пределах биосферы iconУрок по природоведению на тему "Где живут организмы?"
Познакомить обучающихся с различными средами обитания организмов и факторами среды

Задачи: Развить знания о системной организации природы на основе знакомства с биосферой как глобальной экосистемой. Познакомить со средами жизни в пределах биосферы iconУрок биологии 7 класс Тема: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак
Задачи: 1 познакомить учащихся с многообразием ракообразных, сформировать знания о среде обитания

Задачи: Развить знания о системной организации природы на основе знакомства с биосферой как глобальной экосистемой. Познакомить со средами жизни в пределах биосферы iconТема «Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека»
Цели: познакомить учащихся с многообразием земноводных, углубить знания учащихся о земноводных, их многообразия и значения в жизни...

Задачи: Развить знания о системной организации природы на основе знакомства с биосферой как глобальной экосистемой. Познакомить со средами жизни в пределах биосферы iconСценарий мероприятия День птиц
Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека,...

Задачи: Развить знания о системной организации природы на основе знакомства с биосферой как глобальной экосистемой. Познакомить со средами жизни в пределах биосферы iconПредмет и задачи общей биологии
Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Место учебного предмета «Общая биология» в системе естественнонаучных...

Задачи: Развить знания о системной организации природы на основе знакомства с биосферой как глобальной экосистемой. Познакомить со средами жизни в пределах биосферы iconПояснительная записка Курс биологии 5 класса открывает пятилетний...
Систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно-научных знаний...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную