Пояснительная записка актуальность биология как учебного предмета вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.


bio.na5bal.ru > Биология > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность биология как учебного предмета вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
Цели и задачи решаемые при реализации рабочей программы по биологии:


  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной

биологической картине мира: законах природы и эволюции жизни; знакомство с основами строения и жизнедеятельности организмов, принципы их классификации.


  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять

эксперименты, обрабатывать результаты исследований; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты


  • применение знаний по биологии для объяснения явлений природы, свойств

живого, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации биологического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по биологии;


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей в процессе самостоятельного приобретения новых знаний, проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;


  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,

собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;


  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических,

жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

  • применение знаний и умений в повседневной жизни для ухода за

домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа составлена на основе:

  • Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об

утверждении федерального компонента государственные образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ;

  • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего

образования по химии (базовый уровень) // Сборник нормативных документов. Биология / М.: Просвещение, 2009;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования

и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-20134 учебный год, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва;

  • Программы общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. Авт. Г.М.

Пальдяева Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень 2-е изд., М. : Дрофа , 2010. – 92с.

  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ

учебных курсов, предметов, дисциплин МБОУ гимназия № 9 г. Свободного, реализующего образовательные программы общего образования.
Сведения о программе

Данная рабочая программа составлена на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и авторской программы, реализованные в учебниках, созданных под руководством В.В. Пасечника, автор-составитель Г.М. Пальдяева. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточные знания биологии. Плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу
Обоснование выбора

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Важнейшие особенности данной программ:

  • Увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала;

  • Усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и бережному отношению к ней;

  • Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям устойчивого развития природы и общества;


Информация о внесенных изменениях

В учебном плане сокращено изучение предмета «Экология». Однако, темы экологического содержания присутствуют в КИМах по биологии на государственной итоговой аттестации, поэтому в данную рабочую программу введен раздел № 4 «Основы экологии» в количестве 7 часов за счет сокращения часов 1 Раздела «Уровни организации живой природы».
Определение места и роли учебного курса

Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества

В 9 классе обучающиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей

Главной целью изучения курса биологии в 9 классе является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории
Количестве учебных часов 68 - 2 часа в неделю в том числе: количестве часов для проведения контрольных 3часа, проверочных, тестов. диктантов., самостоятельных – 11 штук лабораторных и практических работ 12 часов, проектов 3часа.
Формы организации образовательного процесса;

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, исследовательские работы, проекты.
Технологии обучения

Программа была создана на основе результатов экспериментов по внедрению в школьную практику технологии системно-деятельностного метода. Данная рабочая программа может быть реализована при использовании и элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, технология веб-квест, метод интеллектуальных карт и опорный конспект, информационные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Механизм формирования ключевых компетенций

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства.;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

умение сравнивать объекты, анализировать, оценивать, классифицировать полученные знания;

умение наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный биологический эксперимент;

исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

Виды и формы контроля

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, контрольная работа, тестирование, письменные и т.д.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Крупные темы, разделы завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Требования к выпускникам средней ступени образования:

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • - сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);




  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма


УМК

Учебник

Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. учеб. Для общеобразовательных учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 8-е изд., сетреотип. – М.Дрофа, 2007. – 303с.: ил

Рабочая тетрадь

Биология. Введение в общую биологию. 9 кл. 6 рабочая тетрадь / В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. – 7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа. 2008. – 91 с: ил.

Пособие для учителя

Пепеляева О.А, Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2009. – 464с. - (В помощь школьному учителю)

Содержание рабочей программы (68 часов)

Введение (2 ч)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Обучающиеся должны знать, понимать, уметь:

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира
РАЗДЕЛ I.УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (45 Ч)
Тема 1.1 Молекулярный уровень (7ч)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Обучающиеся должны знать, уметь, понимать

Знать понятия полимер, мономер.

Уметь характеризовать УОЖ, молекулярный уровень, неорганические вещества. характеристику углеводов, липидов, белков входящих в состав живых организмов, их функции; виды, особенности строения и функционирования нуклеиновых кислот – ДНК, РНК. АТФ.,

Приводить примеры. особенности строения вирусов, жизненный цикл вирусов. Описывать, объяснять сущность опытов.

Уметь работать с микроскопом; объяснять качественный скачок от неживойк живой природе.

  • Лабораторная. работа

Действие ферментов живых клеток на пероксид водорода
Тема 1.2 Клеточный уровень (12 ч)

Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».


  • Лабораторные работы:

Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.
Обучающиеся должны знать и уметь

объяснять основные положения клеточной теории. Знать особенности строения и функционирования клеточных мембран., клеточного ядра , клеточных органоидов – митохондрии, пластиды, ЭПС, рибосомы, лизосомы, аппарат Гольджи, клеточный центр Знать особенности строения прокариотической клетки, ее отличие от эукариотической. Основные этапы энергетического обмена в клетке, особенности питания автотрофов и гетеротрофов.

уметь определять и сравнивать клетки прокариот и эукариот, а также клетки разных царств живой природы; объяснять что такое ассимиляция и диссимиляция. Приводить примеры организмов с автотрофным и гетеротрофным типом питания
Тема 1.3 Организменный уровень (15 ч)

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.


  • Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового

размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  • Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности,

перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.


  • Лабораторные работы:

Изучение изменчивости у растений и животных.

Изучение фенотипов растений.

  • Практическая работа:

Решение генетических задач.
Генетика человека

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

  • Лабораторная работа:

Составление родословных.
Основы селекции и биотехнологии

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

  • Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы,

фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Обучающиеся должны знать, понимать, уметь:

Знать способы размножения организмов,

Характеризовать бесполое размножение и половое в сравнении. Знать фазы митоза и мейоза. Давать определения ключевым понятиям (генетика, ген, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признак, наследственность, изменчивость, локус, аллель и др.) Уметь объяснять процесс развития живых организмов как результат реализации наследственной информации. знать основные понятия генетики, законы Менделя. Уметь составлять схемы скрещивания, анализировать свою родословную. Знать виды изменчивости, иметь представление о вариационной кривой. Понимать механизм мутаций. Знать основные термины темы, методы селекции. Решать генетические задачи.
Тема 1.4. Популяционно – видовой уровень ( 3ч)

Вид. Критерии вида. Видообразование. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация.

  • Лабораторная работа

Изучение морфологического критерия вида
Обучающиеся должны знать, уметь понимать

Знать понятие вид, биосистема, популяция, таксон, классификация, систематика. Понимать сущность видообразования и филетической эволюции.

Уметь объяснять вид как биологическую систему, отличать и приводить примеры критериев вида.

Объяснять сущность аллопатрического и симпатрического видообразования.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (5ч)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль продуцентов, редуцентов, консументов в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

  • Лабораторные работы:

Строение растений в связи с условиями жизни.

Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).

  • Практические работы:

Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Обучающиеся должны знать, уметь, понимать.

Знать термины экосистема, биогеоценоз, цепи питания, продуценты, редуценты, консументы, агросистема.

Уметь составлять пищевые цепи, объяснять роль продуцентов, консументов, редуцентов в живой природе; составлять схемы передачи веществ и энергии, составлять экологические пирамды, решать экологические задачи
Тема 1. 6. Биосферный уровень (3ч)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере.
Обучающиеся должны знать, понимать, уметь:

осознавать роль антропогенного воздействия на природу. Иметь представление о биосфере, о ее структуре. Объяснять причины круговорота веществ и энергии в биосфере.
РАЗДЕЛ 2 ЭВОЛЮЦИЯ (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция
Обучающиеся должны знать, понимать, уметь:

Знать основные положения теории эволюции. вклад Линнея, Ламарка, Ч. Дарвина в развитие эволюционных идей. Знать у уметь объяснять и приводить примеры основных движущих сил эволюции – наследственной изменчивости, естественный отбор, борьба за существование. Уметь объяснять процессы макроэволюции. Знать основные формы и направления. Эволюции. Иметь представление об эволюции растений и животных. Анализировать усложнение строения и организации живых организмов.
РАЗДЕЛ 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (7 ЧАСОВ)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции
Обучающиеся должны знать, понимать, уметь: Знать основные эры и периоды в истории Земли и события, в них происходящие
РАЗДЕЛ 4 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. (7 ЧАСОВ)
Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов.

Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.


  • Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема

круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.



  • Лабораторная работа

Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме


Обучающиеся должны знать, понимать, уметь:

осознавать роль антропогенного воздействия на природу. Иметь представление о биологических факторах. Уметь составлять цепи питания. Знать типы взаимоотношений между организмами, виды факторов среды. Знать виды сукцессий и уметь их объяснять.
Учебно-тематическое планирование



содержание

кол-во часов

Лабораторные/

практические

Форма контроля




Введение.

2










РАЗДЕЛ I.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

45










Тема 1.1 Молекулярный уровень

7

1

Тест




Тема 1.2 Клеточный уровень

12

1

Пров. Раб., тест, диктант, контрольная




Тема 1.3 Организменный уровень

15

3/1

Сам. раб.

- 2; диктант, контрольная




Тема 1.4. Популяционно – видовой уровень

3










Тема 1.5. Экосистемный уровень

5

2/2

тест




Тема 1. 6. Биосферный уровень

3




Сам.




РАЗДЕЛ 2

ЭВОЛЮЦИЯ

7




тест




РАЗДЕЛ 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ

7




Контрольная работа




РАЗДЕЛ 4 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ.

7

1

Сам.работа




ИТОГО

68

8/3




Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка актуальность биология как учебного предмета вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
«Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных...

Пояснительная записка актуальность биология как учебного предмета вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. iconПояснительная записка Актуальность создания рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир»
Актуальность создания рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир» целенаправленное обучение окружающему миру детей с нарушениями...

Пояснительная записка актуальность биология как учебного предмета вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. iconПояснительная записка. Актуальность
Нарастающий экологический кризис, утрата гуманистических идеалов, общее неблагополучие приметы времени, в котором приходится расти...

Пояснительная записка актуальность биология как учебного предмета вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. iconПояснительная записка Актуальность создания рабочей программы учебного предмета «Физика»
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Пояснительная записка актуальность биология как учебного предмета вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. iconРабочая программа по биологии Среднее общее образование 10, 11 классы
«Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных...

Пояснительная записка актуальность биология как учебного предмета вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по обществознанию...
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета обществознание; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Пояснительная записка актуальность биология как учебного предмета вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. iconПояснительная записка Значение биологических знаний для современного...
Поэтому главная цель образования заключается в повышении качества и эффективности практического использования знаний

Пояснительная записка актуальность биология как учебного предмета вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. iconПланируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное...

Пояснительная записка актуальность биология как учебного предмета вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. iconКалендарно-тематическое планирование по биологии 10 класс
Актуализация знаний о биологии как науке о живой природе, ее роли в жизни человека

Пояснительная записка актуальность биология как учебного предмета вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. iconПояснительная записка к рабочей программе "География. Начальный курс"
Целью этого курса является: • формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную