Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии,


страница1/3
bio.na5bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3
МКОУ Гороховская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______/ ______________

ФИО

Протокол № ___ от «___»

_____________ 20 ___ г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МКОУ Гороховская СОШ

______/ _______________

ФИО

Протокол МС № ___ от «___»

_______________ 20 ___ г.

«Утверждено»

Руководитель МКОУ

Гороховская СОШ

______/ ______________

ФИО

Приказ № ___ от

«___» ___________ 20 ___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«БИОЛОГИЯ»

8 класс

Составитель: Громова О.Г

учитель биологии

2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008. – 72 с.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

Цели:

  • освоение знаний  человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Задачи:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартом биологического образования;

  • добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;

  • продолжать формировать общеучебные умения;

  • создать условия для развития интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферы;

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжать нравственное воспитание учащихся.

Общая характеристика учебного предмета, курса:

Учебный курс включает теоретический и практический разделы.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем; личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В. Б. Захаров. Биология. Человек Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2008.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

Человек и его здоровье

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. ИССЛЕДОВАНИЯ И. П. ПАВЛОВА В ОБЛАСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ. ПИЩА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЖИЗНИ. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. ЗНАЧЕНИЕ ПОСТОЯНСТВА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИММУНИТЕТ. ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ Л. ПАСТЕРА И И.И. МЕЧНИКОВА В ОБЛАСТИ ИММУНИТЕТА. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Обмен веществ и превращение энергии. Витамины. ПРОЯВЛЕНИЕ АВИТАМИНОЗОВ И МРЕЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях их профилактика.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. РОЛЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ СЕМЬИ. ЗАБОТА О РЕПРОДУКТИВНОМ ЗДОРОВЬЕ. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Психология и поведение человека. ИСЛЕДОВАНИЯ И. М. СЕЧЕНОВА , И. П. ПАВЛОВА, А.А. УХТОМСКОГО, П.К. АНОХИНА. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. ЗНАЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ИСТОЧНИКА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ЗАВИСИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, В ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВЬЮ ОКРУЖАЮЩИХ.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска.

Содержание тем учебного курса биологии 8 класс

( 68 часов, 2 часа в неделю)
ТЕМА 1. Место человека в системе органического мира. ( 2 ч)

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрации: таблицы схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.

В результате изучения темы учащийся должен:

Знать/ понимать:

- биологическую терминологию: систематика человека, рудименты, атавизмы.

Уметь:

- определять место человека в системе органического мира;

-сравнивать человека и человекообразных обезьян;

-работать с текстом, раздаточным материалом, строить схемы современной классификации.
ТЕМА 2. Происхождение человека ( 3 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрации: иллюстрации представителей различных рас человека.

В результате изучения темы учащийся должен:

Знать/ понимать:

-биологическую терминологию: австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы, раса.

Уметь:

-объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе;

-самостоятельно делать выводы, обобщения;

-объяснять рисунки и схемы.
ТЕМА 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека ( 1 ч)

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрации: портреты великих ученых – анатомов и физиологов.

В результате изучения темы учащийся должен:

Знать/ понимать:

-биологическую терминологию: анатомия, физиология, гигиена.

Уметь:

-делать оценку взглядов ученых.
ТЕМА 4. Общий обзор строения и функций организма человека ( 4 ч)

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрации: схемы систем органов человека.

В результате изучения темы учащийся должен:

Знать/ понимать:

-биологическую терминологию: клетка, ее химический состав, строение и физиология клетки, ткань, типы тканей, отличительные особенности типов и видов тканей, система органов, организм.

Уметь:

-объяснять связь между их строением и функциями4

-сравнивать ткани.
ТЕМА 5. Координация и регуляция ( 10 ч)

Гуморальная регуляция. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Нервная регуляция. Нервная система. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение и функции, роль в жизни человека. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Нарушения зрения, слуха, их профилактика. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрации: схема строения эндокринных желез, модель головного мозга.

В результате изучения темы учащийся должен:

Знать/ понимать:

-биологическую терминологию: железы внутренней секреции, гуморальная регуляция, гормоны, железы смешанной секреции, нейрогормоны, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, классификация нервной системы, соматическая нервная система, автономная нервная система, симпатический и парасимпатический отделы нервной системы.

Уметь:

-объяснять влияние гормонов и нервной системы на функции организма.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального...
Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса,...
Рабочая программа по биологии для 9 класса, составлена на основе следующих нормативно- правовых документов

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе...
Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии (Биология....

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе...
Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии (Биология....

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии для 5 классов составлена на основе...
Рабочая программа по биологии для 5 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного...

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconРабочая программа составлена на основе федерального государственного...
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего...

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального...
Программа разработана на основе программы «Биология. 6-9 классы». Авторы: Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарева, О. А....

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе:...
«Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования» 2004 г

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе:...
«Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования» 2004 г


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную