Рабочая программа по биологии 8 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования филиала моу сош с.


bio.na5bal.ru > Биология > Рабочая программа
j:\образовательные программы\скан 2017\нестерова\рп 002.jpg
Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 8 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования филиала МОУ СОШ с. Красная Дубрава в с. Кириллово.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса. Распределяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цели и задачи обучения предмета

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе
Общая характеристика предмета

Рабочая программа разработана для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Рабочая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах.
Место предмета в учебном плане филиала МОУ СОШ с. Красная Дубрава в с. Кириллово

В учебном плане филиала МОУ СОШ с. Красная Дубрава в с. Кириллово на изучение биологии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, т.е 68 часов в год при 34 рабочих неделях

Программа рассчитана на 68 часов
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа направлена на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» в 8 классе являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Результаты обучения

Результаты обучения направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (3часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■ Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*.

Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  1. Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

  1. Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей*.

Измерение массы и роста своего организма*.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■ Практическая работа

Определение частоты дыхания*.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.

Определение норм рационального питания*.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■ Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (2часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье.

Повторение курса 8 класса (7 часов)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер

урока

Тема урока




МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

1

Место человека в системе органического мира

2

Особенности человека




ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

3

Происхождение человека

4

Этапы становления человека

5

Расы человека

6

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ




ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

7

Клеточное строение организма человека

8

Ткани

9

Ткани. Лаб. раб. « Ткани организма»

10

Органы. Системы органов




ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

11

Гуморальная регуляция

12

Роль гормонов в обменных процессах




НЕРВНАЯ СИСТЕМА

13

Строение нервной системы

14

Спинной мозг. Лаб.раб. «Определение безусловных рефлексов»

15

Строение и функции головного мозга

16

Полушария большого мозга

17

Полушария большого мозга. Лаб. раб. «Выяснение объема внимания»




АНАЛИЗАТОРЫ

18

Анализаторы. Зрительный анализатор

19

Анализатор слуха и равновесия

20

Кожно – мышечная чувствительность

21

Обобщающий урок по теме анализаторы




ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ

22

Аппарат опоры и движения. Скелет человека

23

Строение и свойства костей

24

Типы соединения костей

25

Первая помощь при повреждении скелета

26

Мышцы. Строение и функции

27

Работа мышц

28

Значение физических упражнений. Лаб. раб «Определение функций костей»

29

Обобщающий урок по теме « Опора и движение»




ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

30

Внутренняя среда организма

31

Плазма крови. Лаб. раб «Строение клеток крови»

32

Иммунитет

33

Группы крови




ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ

34

Органы кровообращения

35

Работа сердца

36

Движение крови по сосудам. Лаб. раб «Определение пульса»

37

Заболевание сердечно – сосудистой системы. Лаб. раб. «Первая помощь при кровотечениях»




ДЫХАНИЕ

38

Строение органов дыхания. Лаб. раб. «Гигиеническая оценка микроклимата»

39

Строение легких

40

Жизненная емкость легких

41

Регуляция дыхания Лаб. раб «Дыхательные упражнения»

42

Заболевания органов дыхания. Лаб. раб «Первая помощь при нарушении дыхания»




ПИЩЕВАРЕНИЕ

43

Пищевые продукты и питательные вещества

44

Пищеварение в ротовой полости

45

Пищеварение в желудке и кишечнике. Лаб. раб. «Воздействие желудочного сока на белки»

46

Всасывание

47

Рациональное питание. Лаб. раб. « Состав пищевых продуктов»




ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ВИТАМИНЫ

48

Обмен веществ и энергии

49

Витамины




ВЫДЕЛЕНИЕ

50

Строение и работа почек

51

Заболевания почек, их предупреждение




ПОКРОВЫ ТЕЛА

52

Строение и функции кожи. Лаб.раб. « Изучение строения кожи»

53

Роль кожи в терморегуляции. Лаб. раб. «Приемы наложения повязок»

54

Закаливание организма




РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

55

Половая система человека

56

Возрастные процессы




ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

57

Поведение человека. Рефлекс

58

Торможение, его виды и значение

59

Биологические ритмы. Сон.

60

Особенности высшей нервной деятельности

61

Типы нервной деятельности




ПОВТОРЕНИЕ КУРСА 8 КЛАССА

62

Место человека в органическом мире

63

Организм и окружающая среда

64

Виды первой помощи при повреждениях скелета

65

Виды первой помощи при повреждениях сосудов

66

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека

67

Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

68

Двигательная активность и здоровье человека



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения предмета учащиеся 8классов должны:

знать/понимать

  1. фундаментальные понятия биологии;

  2. сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  1. основные теории биологии: клеточную, теорию антропогенеза;

  2. соотношение социального и биологического в эволюции человека;

  3. основные области применения биологических знаний в практике при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  1. пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  2. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  3. работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  4. работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  1. владеть языком предмета.


Литература:

1.Н.И.Сонин, М. Р. Сапин Биология. Человек. М.,«Дрофа», 2012

2.В.Н. Семенцова. Сетевое планирование по биологии. 5-11 классы. Санкт- Петербург «Паритет», 2002

3.С.С.Акимов, А. Х. Ахмалишева, А.В.Хренов. Биология в таблицах,схемах, рисунках. М.; «Лист», 2000

4.Т.В.Козачек Поурочные планы по биологии в 8 классе. Волгоград «Учитель» 2006

6.Е.Н.Демьяненков.Биология в вопросах и ответах. М.; « Просвещение» ,1996

7. А.П.Давыдова Сборник заданий по биологии 6 - 11 классы. Пенза, 1999

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по биологии 8 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования филиала моу сош с. iconРабочая программа по биологии 7 класс составлена на основе образовательной...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса

Рабочая программа по биологии 8 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования филиала моу сош с. iconРабочая программа по биологии составлена на основе образовательной...
Рабочая программа по биологии составлена на основе образовательной программы среднего, общего образования филиала моу сош с. Красная...

Рабочая программа по биологии 8 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования филиала моу сош с. iconРабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе образовательной...
Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов...

Рабочая программа по биологии 8 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования филиала моу сош с. iconРабочая программа по биологии для 5 классов составлена на основе...
Рабочая программа по биологии для 5 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного...

Рабочая программа по биологии 8 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования филиала моу сош с. iconРабочая программа по биологии построена на основе фундаментального...
Рабочая программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Под ред....

Рабочая программа по биологии 8 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования филиала моу сош с. iconРабочая программа предмета «Биология»
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17. 12. 2010 №1897)...

Рабочая программа по биологии 8 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования филиала моу сош с. iconРабочая программа по природоведению составлена на основе примерной...
Сош»,,федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Министерства образования России...

Рабочая программа по биологии 8 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования филиала моу сош с. iconРабочая программа по экологии 5 класс составлена на основе программно...
Т. С. Сухова, В. И. Строганов гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», Саратов...

Рабочая программа по биологии 8 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования филиала моу сош с. iconРабочая программа по биологии 5 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего...

Рабочая программа по биологии 8 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования филиала моу сош с. iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную