Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса, составлена на основе следующих нормативно- правовых документов: -федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология) 2004


страница1/3
bio.na5bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 9 класса, составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология) 2004.

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

- учебного плана МОУ «Евдокимовская СОШ» на 2015-2016учебный год

- программа для общеобразовательных учреждений Биология. 5 – 11 классы. Автор-составитель программы: И.Б. Морзунова, М. Дрофа, 2008. 

Место биологии в образовательном процессе: планируется изучение биологии на уровне формирования у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляют значимые ЗУН для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.

Цели и задачи курса:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.


Количество часов всего: 68 ч.;  в неделю – 2 ч.

Количество лабораторных работ: 5

Количество контрольных работ: 3
Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по биологии являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Содержание тем учебного курса по биологии

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Тема. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (1 час)

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие.

Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрации схем структуры царств живой природы.

РАЗДЕЛ 1.Структурная организация живых организмов

(10 часов)

Тема 1.1 Химическая организация клетки (2 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрации объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 1.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков. Энергетический обмен. Способы питания.

Тема 1.3 Строение и функции клеток (6 часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл:

интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.

Демонстрации. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Лабораторная работа . Изучение растительной и животной клетки под микроскопом .

РАЗДЕЛ 2 Размножение и индивидуальное развитие организмов

(5 часов)

Тема 2.1 Размножение организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Демонстрации плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур.

Тема 2.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Демонстрации таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных ; таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

РАЗДЕЛ 3. Наследственность и изменчивость организмов

(15 часов)

Тема 3.1 Закономерности наследования признаков (9 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрации. Карты хромосом человека. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа. Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 3.2 Закономерности изменчивости (3 часа)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрации. Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторная работа 1.Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 3.3 Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрации. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков.

Лабораторная работа. Решение генетических задач и составление родословных.  Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой

Раздел 4 Эволюция живого мира на Земле

(21часа)

Тема 4.1 Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Демонстрации. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 4.2 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (3 часа)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Тема 4.3 Микроэволюция (5 часов)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее

механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические

характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и

биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования, примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Лабораторные работы 1.Изучение приспособленности организмов к среде обитания. 2.Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора

Тема 4.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (4часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 4.5 Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрации схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 4.6 Развитие жизни на Земле (5 часов)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и

распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Демонстрации учебных видеофильмов, отражающих фауну и флору

различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
РАЗДЕЛ 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

(11 часов)

Тема 5.1 Биосфера, ее структура и функции (8часов)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Демонстрации: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе; б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши; в) видео «Биосфера»;

г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Лабораторные работы 1.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). 2.Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.

  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса, составлена на основе следующих нормативно- правовых документов: -федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология) 2004 iconПрограмма по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса, составлена на основе следующих нормативно- правовых документов: -федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология) 2004 iconПояснительная записка 1 рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов
Федерального компонента государственного стандарта по географии ( профильный уровень), утвержденного Приказом Министерства образования...

Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса, составлена на основе следующих нормативно- правовых документов: -федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология) 2004 iconРабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального...
Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса, составлена на основе следующих нормативно- правовых документов: -федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология) 2004 iconПрограмма по истории 9класс
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...

Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса, составлена на основе следующих нормативно- правовых документов: -федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология) 2004 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Государственного стандарта 2004 года и авторской программы Н. И. Сонина : Программы основного общего образования по биологии для...

Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса, составлена на основе следующих нормативно- правовых документов: -федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология) 2004 iconРабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального...
Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса, составлена на основе следующих нормативно- правовых документов: -федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология) 2004 iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. Россия в XX в. // Программы общеобразовательных...
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...

Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса, составлена на основе следующих нормативно- правовых документов: -федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология) 2004 iconРабочая программа разрабатывается на основе следующих нормативно-правовых...
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной...

Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса, составлена на основе следующих нормативно- правовых документов: -федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология) 2004 iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса составлена...
Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального...

Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса, составлена на основе следующих нормативно- правовых документов: -федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология) 2004 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную