Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта второго поколения 2008г.


bio.na5bal.ru > Биология > Рабочая программа
c:\users\user\desktop\программы 16-17 (ср .школа)\колесникова\скан р. программы колесникова о.л\6а.jpg
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта второго поколения 2008г., Примерной программы по биологии, разработанной в соответствии с государственными образовательными стандартами второго поколения 2011г., Примерной программы основного общего образования, рабочей программы по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов "Линия жизни" под редакцией В.В. Пасечника, рассчитанной на 34 часа учебного времени. Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.

УМК предметной линии учебников "Линия жизни" авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова , Г. Г. Швецов , З.Г. Гапонюк , издательство "Просвещение",

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека. Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы — на стадии их формирован В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов

Содержание курса биологии в 6 классе направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изучение биологии в 6 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 ч в неделю). Большое значение при изучении курса имеют лабораторные и практические работы, демонстрационные опыты, наглядные пособия.

Лабораторные работы и экскурсии выполняются по усмотрению учителя (в зависимости от возможностей школы)

Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов, животных в системе биологических знаний научной картины мира.

• Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме как особых уровнях организации жизни.

• Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе её устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

Задачи:

• Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием живых форм как исключительной ценности органического мира.

• Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов.

• Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

• Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета Биология на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.


Требования к результатам обучения.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Содержание курса.
Жизнедеятельность организмов (15 ч)
Обмен веществ - главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами

Почвенное питание растений. Автотрофный и гетеротрофный типы питания организмов. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ.

Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха

Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов. Гетеротрофный тип питания. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения.

Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Роль кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении урожая.

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений

Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами.

Выделение - процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад. Удаление продуктов обмена веществ из животного организма через жабры, кожу, лёгкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.
Размножение, рост и развитие организмов (5 ч)
Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений

Развитие животных с превращением и без превращения. Влияние вредных привычек на развитие человека.
Регуляция жизнедеятельности организмов (10 ч)
Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов

Гуморальная регуляция. Гормоны. Биологически активные вещества. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции организмов.

Нервная регуляция. Общее представление о нервной системе. Нейрон - структурная единица нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс - основа нервной регуляции Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Поведение. Врождённое поведение. Безусловные рефлексы. Приобретённое поведение. Условные рефлексы. Поведение человека. Высшая нервная деятельность.

Движение - свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение растений. Передвижение одноклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов.

Организм - единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности.
Лабораторные опыты.

Поглощение воды корнем.

Выделение углекислого газа при дыхании.

Передвижение веществ по побегу растения.

Определение возраста деревьев по спилу.

Лабораторные работы

Вегетативное размножение комнатных растений.

Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

• организовывать учебную деятельность;

• применять приёмы исследовательской деятельности;

• работать с разными видами информации;

• взаимодействовать с одноклассниками, учителем для выполнения учебной задачи; работать в группе в соответствии с обозначенной ролью.

Личностные результаты обучения

• Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• воспитание ответственного отношения к природе;

• осознание учащимися необходимости защиты окружающей среды;

• стремление к здоровому образу жизни.

В результате изучения биологии в 5 классе ученик должен знать/понимать:

• признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; биосферы;

• сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость.

уметь:

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.



Календарно-тематическое планирование. Биология 6А класс

2016-2017 уч. год 34 час. /год 1 час/нед.

№ урока

№ урока в теме

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий) по теме

Плано

вые сроки


Скорректиро

ванные сроки

 

 

Жизнедеятельность организмов (17 часов)

1

1

Обмен веществ - главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами

Выделяют существенные признаки обмена веществ. Обосновывают значение энергии для живых организмов.

Доказывают родство и единство органического мира

 

 

2

2

Питание. Почвенное питание растений.

Автотрофный и гетеротрофный типы питания организмов. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ.

Лабораторная работа №1 "Поглощение воды корнем"

Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют роль питания в процессах обмена веществ.

Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Доказывают с помощью эксперимента роль корневого давления в передвижении воды и минеральных веществ

 

 

3

3

Управление почвенным питанием растений.

Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды

Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

 

 

4

4

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Лабораторная работа №2 "Образование органических веществ в процессе фотосинтеза". Лабораторная работа №3 "Образование кислорода в процессе фотосинтеза"

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Называют и описывают условия и результаты фотосинтеза. Поэтапно выполняют лабораторную работу

 

 

5

5

Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха

Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводят доказательства (аргументация) необходимости охраны воздуха от загрязнений

 

 

6

6

Питание бактерий.

Способы питания бактерий. Обмен веществ - главный признак жизни

Определяют особенности питания бактерий. Называют и описывают способы питания бактерий. Объясняют роль бактерий в природе. Обосновывают биосферное значение цианобактерий, бактерий азотфиксаторов; раскрывают роль микоризы

 

 

7

7

Питание грибов. Разнообразие способов питания. Обмен веществ - главный признак жизни, основа биологического круговорота

Определяют особенности питания грибов. Объясняют роль грибов в природе как разрушителей органического вещества. Обосновывают биосферное значение цианобактерий, бактерий азотфиксаторов; раскрывают роль микоризы

 

 

8

8

Симбиоз у бактерий и грибов. Растения, пораженные бактериями и грибами

Называют и описывают способы питания бактерий и грибов. Объясняют роль в природе бактерий и грибов как разрушителей органического вещества. Обосновывают биосферное значение цианобактерий, бактерий азотфиксаторов; раскрывают роль микоризы

 

 

9

9

Гетеротрофный тип питания. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Роль питания и жизнедеятельности клетки и организма. Обмен веществ - главный признак жизни, основа биологического круговорота

Определяют особенности питания и способы добывания пищи растительноядными, плотоядными и всеядными животными. Различают животных по способам добывания пищи

 

 

10

10

Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи.

Хищные растения

Определяют особенности питания и добывания пищи плотоядными и всеядными животными. Различают животных по способам добывания пищи

 

 

11

11

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.

Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении

урожая.

Лабораторная работа №4 "Выделение углекислого газа при дыхании"

и различия в процессах дыхания

у растительных и животных организмов. Применяют знания о дыхании при выращивании

растений и хранении урожая.

Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их

результаты

 

 

12

12

Дыхание как компонент об

мена веществ, его роль в жизни организмов.

Роль кислорода в процессе

дыхания. Органы дыхания у животных.

Особенности газообмена

у животных.

Обмен веществ – главный признак жизни, основа

биологического круговорота

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ.

Объясняют роль кислорода в процессе дыхания.

Определяют значение дыхания

в жизни организмов.

Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов

 

 

13

13

Передвижение веществ в организмах, егозначение.

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная

часть обмена веществ.

Проводящая функция стебля.

Передвижение воды, мине

ральных и органических

веществ в растении.

Лабораторная работа №5 "Передвижение веществ по побегу растения".

Запасание органических

веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений

Объясняют роль транспорта ве

ществ в процессе обмена веществ,

значение проводящей функции

стебля. Объясняют особенности

передвижения воды, минеральных

и органическихвеществ в растениях.

Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их

результаты.

Приводят доказательства (аргу

ментация) необходимости защиты растений от повреждений.

Доказывают с помощью экспери

мента передвижение воды, минеральных веществ по сосудам древесины, а органических - по ситовидным трубкам

 

 

14

14

Передвижение веществ у животных.

Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами

Объясняют особенности передвижения веществ в организме животных.

Определяют значение передвижния веществ в жизни организмов

 

 

15

15

Выделение - процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад

Определяют существенные признаки выделения. Объясняют роль выделения в процессе обмена веществ.

Определяют значение выделения в жизни растительных организмов

 

 

16

16

Удаление продуктов обмена веществ из животного организма через жабры, кожу, лёгкие,почки.

Особенности процесса выделения у животных

Определяют существенные признаки выделения. Объясняют роль выделения в процессе обмена веществ.

Определяют значение выделения в жизни организмов

 

 

17

17

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена веществ в жизнедеятельности клетки и организма. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Обосновывают участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ. Устанавливают взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений

 

 







Размножение, рост и развитие организмов (6 часов)







18

1

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений.

Размножение как важнейшее свойство

организмов.

Способы размножения

организмов.

Бесполое размножение растений и животных. Лабораторная работа №6 "Вегетативное размножение комнатных растений"

Определяют значение размножения в жизни организмов.

Объясняют роль размножения.

Определяют особенности бесполого размножения.

Называют и описывают различные способы бесполого размножения, приводят их примеры.

Делают выводы о биологическом значении бесполого размножения.

Ставят биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объясняют их результаты

 

 

19

2

Половое размножение, его

особенности. Половые

клетки. Оплодотворение.

Цветок - орган полового

размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Называют и определяют части

цветка. Делают выводы о значении опыления. Определяют особенности и преимущества полового размножения. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Выявляют существенные отличия бесполого размножения от полового

 

 

20

3

Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Лабораторная работа №7 "Определение возраста деревьев по спилу". Взаимосвязь процессов роста и развития организмов. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений

Объясняют особенности процессов роста и развития у растительных и животных организмов. Определяют возраст деревьев по годичным кольцам. Проводят биологические исследования и объясняют их результаты. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов

 

 

21

4

Развитие животных с превращением и без превращения

Объясняют особенности развития животных с превращением и без превращения

 

 

22

5

Вредные привычки: табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков. Влияние вредных привычек на развитие человека

Обосновывают негативное влияние вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков) на развитие организма человека. Понимают ценности здорового и безопасного образа жизни

 

 

23

6

Размножение организмов, их рост и развитие.

Роль процесса деления клеток для роста и развития организма. Черты сходства в размножении и развитии растений и животных.

Понимают роль процесса деления клеток для роста и развития организма.

Выявляют черты сходства в размножении и развитии растений и животных


 

 







Регуляция жизнедеятельности организмов (11 часов)







24

1

Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов

Выделяют существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объясняют согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывают реакции растений и животных на изменения в окружающей среде

 

 

25

2

Гуморальная регуляция. Гормоны. Биологически активные вещества. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции организмов

Объясняют особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объясняют роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов

 

 

26

3

Нервная регуляция.

Общее представление о нервной системе.

Нейрон - структурная единица нервной системы

Объясняют особенности нервной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов.

Объясняют роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов

 

 

27

4

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс - основа нервной регуляции

Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы

 

 

28

5

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Лабораторная работа №8 "Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов"

Объясняют особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объясняют значение саморегуляции физиологических процессов в организме. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Наблюдают и описывают поведение животных

 

 

29

6

Поведение

организмов.

Врожденное поведение. Безусловные рефлексы. Приобретенное поведение.

Условные рефлексы

Объясняют причины врождённого поведения. Наблюдают и описывают поведение животных.

Различают врожденное и приобретенное поведение

 

 

30

7

Приобретенное поведение.

Условные рефлексы. Поведение человека. Высшая нервная деятельность

Различают врождённое и приобретенное поведение. Наблюдают и описывают поведение животных и поведение человека

 

 

31

8

Движение - свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов.

Движение растений.

Передвижение одноклеточных организмов

Наблюдают и описывают движение

различных организмов.

Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способом

Передвижения организма

 

 

32

9

Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания.

Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов

Описывают способы передвижения многоклеточных организмов.

Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способом

Передвижения организма

 

 

33

10

Организм - единое целое.

Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности

Выявляют взаимосвязи между

особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями в биологических процессах роста, развития, размножения

 

 

34

11

Человек и его место в мире живого.

Объясняют положение человека в систематике животных.

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекса) "Линия жизни" для 6 класса:

• Пасечник, Калинова, Суматохин: Биология. Рабочие программы для 5-9 кл. Предметная линия учебников "Линия жизни". ФГОС. М., Просвещение, 2011 г.

• Биология. 5-6 классы. Учеб. Для общеобразоват. Организаций/В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк/; под ред. В.В. Пасечника. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

• Пасечник В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5-6 класс Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника " Бактерии, грибы, растения." /В.В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

• Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. «Ботаника для учителя в двух частях». Москва, "Просвещение", 1996 год.

• "Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Дидактические карточки. Москва, "ВЛАДОС", 2001 год.

• Сухова Т.С. "Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы". Москва, "Дрофа", 1997 год.

• Сухова Т.С. "Биология. Тесты. 6 -11 классы". Москва, "Дрофа", 2000 год.

• Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 6 класс. 2005 год.

Наглядность:

• Натуральные объекты - коллекции, гербарии и др.;

• живые объекты;

• лабораторное оборудование;

• мультимедиа проектор;

• интерактивная доска;

• экранно-звуковые средства: DVD диски

Internet-ресурсы:

• www.it-n.ru - Сеть творческих учителей ,

• www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей ,

• www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ,

• www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

• www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.

• http://infourok.ru/
СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания школьного

методического объединения

учителей естественнонаучного цикла

от ______________ №______
СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

__________ Е.В. Гармель

_____ августа 2016 года


Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта второго поколения 2008г. iconРабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального...
Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В., Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа,...

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта второго поколения 2008г. iconРабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе федерального...
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта второго поколения 2008г. iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта второго поколения 2008г. iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса,...
Рабочая программа по биологии для 9 класса, составлена на основе следующих нормативно- правовых документов

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта второго поколения 2008г. iconРабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального...
Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта второго поколения 2008г. iconРабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии...
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под...

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта второго поколения 2008г. iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе:...
«Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования» 2004 г

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта второго поколения 2008г. iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе:...
«Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования» 2004 г

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта второго поколения 2008г. iconРабочая программа по географии для 5-9 классов составлена на основе:...
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном...

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта второго поколения 2008г. iconПояснительная записка рабочая программа по географии для 5-9 классов...
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную