В докладе представлены основные моменты и проблемы, а также личный опыт по «запуску» колонии муравьёв


bio.na5bal.ru > Биология > Доклад
Обзор «запуска» колонии муравьёв-листорезов Atta sexdens (Linnaeus, 1758) в детском зоопарке «Бугагашечка» и решения возникающих проблем.

(Багатуров М.Ф., Багатурова А.А., Санкт-Петербург)
В докладе представлены основные моменты и проблемы, а также личный опыт по «запуску» колонии муравьёв-листорезов вида Atta sexdens в детском зоопарке «Бугагашечка», г. Санкт-Петербург, в т.ч. в решении возникших проблем.
Задача формирования коллекции детского зоопарка заключается не только в том, чтобы создать детям хорошее настроение в результате общения с животными, но и донести до них в адаптированной форме информацию о различных аспектах биологии, поведения и других особенностей мира животных, а также проблем по их охране. Это является не простой проблемой как в связи с тем, что посетители зоопарка имеют разный возраст, так и потому что у них разные интересы. Одна из самых интересных в данном аспекте - группа беспозвоночных (их в коллекции зоопарка представлено порядка 20 видов), среди которых муравьи-листорезы наиболее сложны и интересны по своей биологии и перспективны с точки зрения экспозиции. В отличие от пчёл и ос, также являющихся социальными насекомыми и имеющих кастовую организацию (структуру), содержание которых в условиях крупного города весьма проблематично, муравьи являются прекрасным объектом для наблюдения.

Среди всех групп муравьёв именно муравьи-листорезы интересны не только своей биологией, но и тем, что они наиболее сложно организованы в плане внутренней иерархии, а виды рода Atta как раз наиболее интересны в этом плане. Они известны тем, что выращивают гриб, на котором «живёт» колония (Leucocoprinus gongylophorus): он используется и как дом-субстрат обитания непосредственно, и как еда для самих муравьёв и выкармливания их личинок. Кроме того они имеют несколько каст, отличающихся и размером и своими ролями, которые они выполняют в жизни колонии: от 2 миллиметров до почти 5 см.
Включить обзор по виду.

Распространение: 

Южная Америка: Коста-Рика, Бразилия, Французская Гвиана, Парагвай, Венесуэла, Перу, Эквадор, Колумбия.

Организация семьи: Моногиния.

Количество в семье: До 5-8 млн особей.

Питание: 

Грибок Leucoagaricus gongylophorus, выращиваемый в гнезде на перемолотой рабочими особями растительной массе. Вместе с тем, по данным некоторых исследований, рабочие особи получают только менее 10% необходимых питательных веществ из мицелия гриба, остальное - из растительного сока, а также трофических яиц (последнее особенно касается молодых колоний). Собирают листья широкого круга тропических растений, длина фуражировочных троп составляет до 60 м.

Гнездование: 

 В земле, часто на больших лесных полянах. Диаметр гнезда может достигать 10 м, глубина - 6 м, количество камер - до 2000. Его структура имеет эффективную вентиляционную систему, образуемую многочисленными второстепенными ходами, выходящими на поверхность по окружности гнезда.

Лёт: 

 Сентябрь-декабрь (Бразилия), по другим данным - конец октября - середина декабря. По имеющейся информации, лет стимулируется повышением влажности и тропическими дождями. Будущая матка оплодотворяется несколькими самцами. Перед началом лёта неоплодотворенные матки забирают с собой кусочек мицелия грибницы, на основе которой будет культивироваться грибница новой колонии. В природе лишь одна из нескольких тысяч крылатых маток успешно выращивает первое поколение рабочих. После оплодотворения матка выкапывает туннель на глубину до 30 см, заканчивающийся небольшой камерой для грибницы и расплода. Первое поколение личинок питается при помощи матки мицелием и трофическими яйцами, в то время как сама матка выживает только за счет собственных жировых запасов и уже ненужных крыльевых мышц. Первые рабочие появляются в течение 40-60 дней, после чего матка занимается только откладкой яиц.

Особенности вида: 

Выраженная "кастовая" система разделения труда и полиморфизм. Матка превосходит по весу наиболее мелких рабочих особей примерно в 700 раз. Муравьи используют свои внутренние секреции для стимулирования роста колоний бактерии Streptomyces, которая через выработку антибиотиков обеспечивает монокультурность выращиваемой A. sexdens грибницы. Несмотря на то, что личинки находятся в грибнице, в окружении пищи, самостоятельно питаться они не могут. Мелкие рабочие часто "передвигаются" на переносимых более крупными рабочими листьях в процессе фуражировки - по некоторым данным, это осуществляется в целях защиты "носильщика" от паразитических насекомых, к примеру от мух-горбаток (Phoridae). Колонии A. sexdens регулярно подвергаются нападениям "подземного" кочевого муравья Nomamyrmex esenbeckii, который является фактически наиболее заметной угрозой (за исключением человека) для отдельных крупных колоний рассматриваемого вида.
Наши условия содержания!

Условия содержания:

Формикарий: 

 Состоит из 3 соединенных между собой емкостей: для корма, грибницы, мусора. Должны быть предусмотрены возможности для расширения емкостей. Нежелательно попадание на грибницу света, особенно прямых солнечных лучей. Камера с отходами должна располагаться несколько ниже двух других, чтобы газы, выделяемые при разложении отходов, не попадали в резервуар с грибницей (при условии закрытой камеры). Чтобы обучить муравьев заполнять эту камеру отходами следует поместить в нее некоторое количество мусора из мест, где они пытаются его складировать.

Кормление: Листья розы, дуба, вяза, березы, малины, овсяные хлопья, фрукты (апельсины, груши, яблоки). Поилка с водой обязательна. Зимой можно использовать замороженные и сушеные ветки березы и дуба. Сушеные листья предварительно перед дачей размачиваются.

Температура: 24-27 градусов. Нежелательно опускать температуру ниже 21-22 градусов.

Влажность: Не менее 80-90% в емкости для грибницы, в остальных - 50-60%.

Зимовка: не нужна

Особенности содержания: 

Ввиду высокой влажности - больше риск появления клещей или плесени. Грибница не выносит колебаний температуры и пересыхания - потеря грибницы означает смерть царицы-матки и гибель колонии.
В процессе создания своей колонии (подарена зоопарку, вероятно, изначально происходит из Германии), не имея ранее никакого опыта с муравьями вообще, мы столкнулись с рядом проблем, которые нам удалось, к счастью, благополучно разрешить самим и при помощи наших коллег (особенная благодарность Инсектарию Московского зоопарка).

Здесь, вкратце мы попробуем осветить основные результаты, вынесенные из нашего опыта, а также те моменты, которые необходимо обязательно учитывать при «запуске» колонии.

1. «Правильный» размер для гнездовой камеры, а также обеспечение её затемнения для успешного развития.

Ошибки: использование слишком большого размера контейнера для гнездовой камеры, что значительно «затормозило» развитие колонии. Недостаточное затемнение также способствовало этому.

2. Использование «кормовых» растений, а также подкормка колонии.

Ошибки: кормление (вынужденное) покупными растениями (роза, гибискус) в связи с получением колонии осенью. Также недостаточная подкормка муравьёв фруктами.

3. Возможность замены гриба и интродукция «чужой» грибницы, а также муравьёв другого вида рода Atta.

Ошибки: в результате возникших «комплексных проблем» грибница начала погибать. В колонию был интродуцирован гриб из другой колонии другого вида AttaAtta cephalotes. При этом гриб «прижился» и колония восстановилась, а муравьи другого вида не причинили вреда, кроме того не наблюдалось никакого конфликта между своими и «чужими» особями.

4. Предположительно в результате падения влажности в помещении и как следствие – в гнездовой камере, муравьи стали строить гриб в пластиковых трубках-ходах, соединяющих гнездовую камеру и арену.

Во избежание этого в гнездовой камере была специально поднята влажность – путём закладки части свежих веточек непосредственно в гнездовой контейнер и их аккуратном увлажнении. На ночь в помещении был оставлен верхний свет, а в дневное время в местах постройки гриба трубки встряхивались для создания беспокойства муравьям. В результате этих принятых мер трубки были очищены муравьями в течение нескольких дней.

В настоящий момент (скоро будет 2 года существования колонии), несмотря на то, что более полугода она не развивалась вообще, можно считать наш опыт успешным: с 100 особей «на старте» сейчас мы имеем по самым приблизительным подсчётам более 10 000 особей.

======================
Review of first-hand experience of maintain the leaf-cutting ant colony of Atta sexdens from the start.

(By Mikhil F. Bagaturov, Anna A. Bagaturova, St. Petersburg, Russia)
Abstract. The personal experience of maintaining the leaf-cutting ant colony of Atta sexdens from the start described. Problematic issues and their solving during the starting period discussed.
Managing the collection for the children in small zoo is not only for having fun but also to educate children about the different aspects of biology, behavior and other characteristics of the world of animals and their conservation is a complicated issue.

One of the interesting groups of invertebrate animals is social insects. Unlike bees or wasps it is possible to keep and display the colonies of ants, which have socially differentiating roles among colony members. Within the different groups of ants it is maybe the most interesting one – leaf-cutting ants. They are famous by having growing a fungus in their nests (presumed to be a species of Leucocoprinus gongylophorus) and have several casts which very different as for the size and also roles they are playing within the life of a colony.

Having no experience of maintains any species of ants before and found no any information may help us; we faced several huge problems with its starting and development our leaf-cutting ant colony. Fortunately we have solved all problems with the help of our colleagues (special thanks to Insectarium of Moscow zoo).

Here we briefly describe the main issues happened during this period and the way they may be treated.

1. Proper size of the container for a nest and use the complete darkness inside the nest camera for ants.

Our mistake: we used very big container where the nest was placed and it was not completely covered to maintain darkness inside the container. This is not allows the colony to develop for over 4-5 months well.

2. Use of additional food and proper feeding plants.

Our mistake: we had a limited source of food plants as we have obtained our colony occasionally at late autumn. Thus we had to use the plants grown in pots (roses and hibiscus) which had a negative impact into colony development. We also provide a very little of additional food for imagoes.

3. Possibility of introduction of fungus and ants from other colony of different species of Atta ants.

Our mistake: as a result of complex negative conditions in our colony the fungus nearly died. We have introducing the piece of fungus including several dozens of ants from the different colony of leaf-cutting ants of closely related species - Atta cephalotes. As a result our colony was recovered and started to developing since that time. Ants of different colony did not cause any harm to our colony, instead we found no antagonism behaviour against the introduced ants and “home” specimens.

4. Ants begin growing fungus culture outside of the nest.

Our mistake: the humidity in the nest decreasing. To correct the humidity we have to put plants inside the nest with slight misting them from above. We use other manipulations such as lighting all night long and bothering ants to clear the outer places (connecting tubes) from fungus.

At the present time (it is nearly 2 years of its existence) no matter we had a negative period in general as 5-6 months in colony development we can consider our experience more than successful having around 100 ants in the colony at the start with their number over 10 000 nowadays.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

В докладе представлены основные моменты и проблемы, а также личный опыт по «запуску» колонии муравьёв iconВ докладе содержится следующая информация
Предлагаем вашему вниманию Открытый информационный доклад, в котором представлены результаты деятельности школы за 2010-2011 учебный...

В докладе представлены основные моменты и проблемы, а также личный опыт по «запуску» колонии муравьёв iconРабочая программа по информатике и икт 9 класс (умк босовой Л. Л.)
Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения...

В докладе представлены основные моменты и проблемы, а также личный опыт по «запуску» колонии муравьёв iconМетод проектов в преподавании биологии
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной...

В докладе представлены основные моменты и проблемы, а также личный опыт по «запуску» колонии муравьёв iconПроект «Харик это наша малая Родина»
Проблемы, как в любом поселке были всегда, но те проблемы, которые поднимаем мы не оставляют равнодушными ни одного жителя, это проблемы...

В докладе представлены основные моменты и проблемы, а также личный опыт по «запуску» колонии муравьёв icon«Детские проблемы, о которых не принято говорить вслух»
Осознание в себе бессознательных влияний даёт опыт, который невозможно получить иным путём. Создание же стерильной «воспитательной...

В докладе представлены основные моменты и проблемы, а также личный опыт по «запуску» колонии муравьёв iconПетербурга Семинар "Проектная деятельность"
В последнее время мы всё чаще слышим о том, что обучающийся должен обладать современными ключевыми компетенциями, которые определены...

В докладе представлены основные моменты и проблемы, а также личный опыт по «запуску» колонии муравьёв iconМетодическая разработка урока исследования по предмету «Литературное...
Название работы: Методическая разработка урока – исследования по предмету «Литературное чтение» по теме «Кульминационные моменты...

В докладе представлены основные моменты и проблемы, а также личный опыт по «запуску» колонии муравьёв iconЗадачи по обществознанию. Как трудно общество создать!
Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы...

В докладе представлены основные моменты и проблемы, а также личный опыт по «запуску» колонии муравьёв iconЛитература Введение в настоящее время отношения между человеком и...
...

В докладе представлены основные моменты и проблемы, а также личный опыт по «запуску» колонии муравьёв iconФормирование целостного мировоззрения как параметр личностных результатов образования
В статье раскрывается современное понимание понятия «мировоззрение». Анализируются основные виды мировоззрений современного мира,...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную