Урок № Тема: Систематическое положение человека


bio.na5bal.ru > Биология > Урок
Урок № 3.

Тема: Систематическое положение человека

Задачи: повторить систематические таксоны; определить место человека в системе живых существ; привести доказательства эволюции животных и человека: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, раскрыть значение рудиментов и атавизмов.

Оборудование: таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, эмбрионов различных животных и человека, палеонтологических находок древних людей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

Индивидуальный опрос: 1) Развитие биологии в античные времена. 2) Ученые эпохи Возрождения. 3) Успехи развития биологии с начала 19 в. До наших дней.

Проверка тетрадей по выполнению таблицы «История развития анатомии, физиологии, гигиены».

III. Изучение нового материала

1. Система животного и растительного мира, предложенная Карлом Линнеем. Систематическое положение человека. (Рассказ с элементами беседы.)

Систематика – наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов.

Классификация животных — распределение всего множества животных на соподчиненные группы.

Таксон – структурный элемент классификации.

Вид – таксон самого низкого порядка.

2. Эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека. Рудиментарные органы и атавизмы человека, свидетельствующие о его животном происхождении. Особенности строения человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью и речью.

Показываются не только преимущества, но и недостатки, возникшие вследствие прямохождения. (Беседа с использованием таблиц.)
Преимущества и недостатки, связанные с прямохождением

Преимущества

Недостатки

1. Вертикальная ориентация человека способствует широкому обзору местности, использованию рук для трудовой деятельности

1. Открытый, плохо защищенный живот. Возможны грыжи, так как органы брюшной полости удерживаются спереди стенками живота. Основная нагрузка приходится на кости крестца и таза

2. Подвижность верхних конечностей обеспечивает тонкие движения, а прочность нижних конечностей — способность выдерживать высокую весовую нагрузку. S-образный позвоночник и своды стопы смягчают сотрясения при движениях

2. Позвонки находятся друг под другом, из-за чего при неловких движениях возможно их смещение и защемление нервов, отходящих от спинного мозга

3. Узкие родовые выходы содействуют укреплению таза, но затрудняют женщинам роды

4. Тяжесть тела может привести к плоскостопию при ослаблении мышц столы

Гомологичные органы – органы сходные по строению, но имеющие различную форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций.

Аналогичные органы – органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное строение и происхождение.

Рудименты – органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения (тазовые кости кита, крылья киви, задние конечности питона).

Атавизмы – признаки, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции (развитие хвоста, сплошной волосяной покров у человека, появление дополнительных молочных желез).

IV. Закрепление знаний. Выполнить работу нас. 17 под символом «!» в конце параграфа.

V. Задание на дом

Изучить § 3. Вспомнить причины эволюции животного мира по Ч. Дарвину (7 класс»). Термины.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок № Тема: Систематическое положение человека iconУрок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит...
Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития человечества. Но понадобились тысячелетия, чтобы непрерывно развивающееся...

Урок № Тема: Систематическое положение человека iconПоложение человека в системе животного мира. №
Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой, вы должны выяснить, чем эволюция человека отличается от эволюции...

Урок № Тема: Систематическое положение человека iconУрок по азотсодержащим органическим соединениям Тема урока: Формула любви
Познакомить учащихся с веществами и с формулами веществ образующихся в организме человека в состоянии влюбленности

Урок № Тема: Систематическое положение человека iconУрок №: 5 Тема: Тип Губки
Цель: познакомиться с особенностями строения губок, их образом жизни и значением в природе и жизни человека

Урок № Тема: Систематическое положение человека iconУрок биологии в 7 классе Тема урока: «Значение червей в природных экосистемах и жизни человека»
Цель урока: сформировать знания о роли червей в природных экосистемах, в жизни человека; обобщить и систематизировать знания учащихся...

Урок № Тема: Систематическое положение человека iconУрок в теме. Тема урока: Витамины
Цель урока: Раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания

Урок № Тема: Систематическое положение человека icon1. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой
А)Природа выступает для человека источником средств для жизни. (Б)Хозяйственная деятельность человека привела к загрязнению природы,...

Урок № Тема: Систематическое положение человека iconТема: Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, его особенности
Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о гуморальной регуляции функций организма и особенностях эндокринной...

Урок № Тема: Систематическое положение человека iconУрок по теме «Генетика человека»
Обобщить знания, полученные учащимися при изучении тем «Генетика человека», «Эволюционное учение», «Эволюционная генетика», уметь...

Урок № Тема: Систематическое положение человека iconПрактическая работа № Тема: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
Цель работы: научиться анализировать и давать оценку различным гипотезам происхождения человека, аргументировать свой ответ


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную