Программа рассмотрена на мо естественноматематического цикла


страница1/2
bio.na5bal.ru > Биология > Программа
  1   2
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»

Программа рассмотрена на МО

естественноматематического цикла

МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»,

Протокол № _1__ от «__»_августа______2013 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Новосидоровская средняя

общеобразовательная школа »

_________________С.В.Шигуров

Приказ №___ от «___» ___________ 2013 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО БИОЛОГИИ
8 КЛАСС

Автор-составитель:

Борисова Лариса Геннадьевна, учитель биологии и химии первой квалификационной категории МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»

с. Новая Сидоровка

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Цель: формирование у обучающихся научной картины мира на основе знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, его происхождении.

Задачи:

  • освоение знаний о строении и функционировании организма человека; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за людьми, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных и практических работ. Рабочая программа по биологии в 8 классе рассчитана на 68 учебных часов.

Данная учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В примерной программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с использованием таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий: дифференцированный, личностно-ориентированный, проектный, здоровьесберегающий подход к учащимся осуществляется при использовании разных форм учебной деятельности (индивидуальная, фронтальная работа, а также работа в парах и группах, работа с учебником и дидактическим материалом, применение мультимедийных презентаций и проектов) и методов (обьяснительно - иллюстративного, частично-поискового, репропродуктивного, эвристическического, исследовательского и других), при использовании различных методов проверки знаний.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова - М.: Дрофа, 2011.
Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

      1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И.Сонин., М.Р. Сапин - М.: Дрофа, 2009. - 287 с.

      2. Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс», Москва, «Дрофа», 2010.

      3. Мультимедийное учебное издание «Биология. Человек. 8 класс».


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Название темы

Количество часов

Лабораторные и практические работы

1.

Место человека в системе органического мира

2




2.

Происхождение человека

3




3.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1




4.

Общий обзор строения и функций организма человека

4

3

5.

Координация и регуляция

10

3

6.

Опора и движение

8

3

7.

Внутренняя среда организма

4

1

8.

Транспорт веществ

4

2

9.

Дыхание

5

1

10.

Пищеварение

5

2

11.

Обмен веществ и энергии

2




12.

Выделение

2




13.

Покровы тела

3




14.

Размножение и развитие

3




15.

Высшая нервная деятельность

6




16.

Человек и его здоровье

4

2

17.

Резерв

2







Итого

68

17


СОДЕРЖАНИЕ

(68 часов, 2 часа в неделю)

Т е м а 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Т е м а 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■ Демонстрация схем систем органов человека.

■ Лабораторные и практические работы

Строение клетки.

Изучение микроскопического строения тканей.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 5. Координация и регуляция Гуморальная регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

■ Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

■ Лабораторные и практические работы

Строение и функции спинного мозга.

Изучение головного мозга человека (по муляжам).

Изучение изменения размера зрачка.
Т е м а 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей.

Измерение массы и роста своего организма.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.

■Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

■ Лабораторная работа.

Изучение микроскопического строения крови.
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■ Лабораторные и практические работы

Измерение кровяного давления.

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■ Лабораторные и практические работы

Определение частоты дыхания.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■ Лабораторные и практические работы

Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Определение норм рационального питания.

  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Программа рассмотрена на мо естественноматематического цикла iconПрограмма рассмотрена на мо естественноматематического цикла
Борисова Лариса Геннадьевна, учитель биологии и химии первой квалификационной категории мкоу «Новосидоровская средняя общеобразовательная...

Программа рассмотрена на мо естественноматематического цикла iconПрограмма рассмотрена на мо естественноматематического цикла
Борисова Лариса Геннадьевна, учитель биологии и химии первой квалификационной категории мкоу «Новосидоровская средняя общеобразовательная...

Программа рассмотрена на мо естественноматематического цикла iconОсновная образовательная программа среднего общего образования мбоу...
Рассмотрена и рекомендована на заседании педагогического совета мбоу «Эколого-биологический лицей №35»

Программа рассмотрена на мо естественноматематического цикла iconПрограмма рассмотрена и принята «Утверждаю»
Примерной государственной программы по литературе, авторской программы и умк под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, Положения о рабочей...

Программа рассмотрена на мо естественноматематического цикла iconПрограмма рекомендована к работе педагогическим советом школы
Программа обсуждена на методическом объединении учителей естественно-научного цикла

Программа рассмотрена на мо естественноматематического цикла iconУчителей естественно-математического цикла
Паспорт школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла муниципального бюджетного общеобразовательного...

Программа рассмотрена на мо естественноматематического цикла iconТехнологическая карта урока Предмет: биология Уровень образования
Предметные: способствовать формированию знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах метотического цикла, его биологической...

Программа рассмотрена на мо естественноматематического цикла iconАнализ работы методического объединения учителей естественно-математического...
«Создание условий для поэтапного перехода на новые образовательные стандарты через развитие инновационных технологий и использование...

Программа рассмотрена на мо естественноматематического цикла iconРабочая программа составлена на основе Примерной государственной...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных...

Программа рассмотрена на мо естественноматематического цикла iconРабочей программы Составитель рабочей программы Кем утверждена, рассмотрена...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную