Рабочая программа по биологии 5 класс пояснительная записка


страница1/6
bio.na5bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа «Средняя школа с. Несь»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям:

Концентрический курс:

  • Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2014. – (УМК «Сфера жизни»).

  • Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, А.А.Плешакова/ Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014. – (УМК «Сфера жизни»).


ЦЕЛИ КУРСА

Целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечивать:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно – познавательными, информационными, ценностно – смысловыми, коммуникативными;

  • формирование учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально – ценностному отношению к объектам живой природы.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, Царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе основной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (9ч).

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Лабораторная работа 2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Устройство ручной лупы, светового микроскопа.

Лабораторная работа 3. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). Строение клеток кожицы чешуи лука.

Лабораторная работа 4. Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;

  • устройство светового микроскопа;

  • основные органоиды клетки;

  • основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

  • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

  • характеризовать методы биологических исследований;

  • работать с лупой и световым микроскопом;

  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи.


Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч).

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Охрана живой природы.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

  • основные признаки представителей Царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

  • определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;

  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;

  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;

  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

  • объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2 – 3 мин.


Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч).

Наземно – воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 5. Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев и др.).

Практическая работа 1. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • основные среды обитания живых организмов;

  • природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные среды обитания;

  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

  • приводить примеры обитателей морей и океанов;

  • наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • находить и использовать причинно – следственные связи;

  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.


Раздел 4. Человек на Земле (5ч).

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация.

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 6. Измерение своего роста и массы тела.

Практическая работа 2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;

  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях и др.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;

  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • различать на живых объектах, таблицах опасные для человека виды растений и животных;

  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • работать с текстом параграфа и его компонентами;

  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры.


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Печатные пособия:

  1. Биология. Введение в биологию. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова/ авт.-сост. И.В. Константинова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 206с.

  2. Кириленкова В. Н. Биология. Введение в биологию 5 класс: метод. пособие к учебнику Сонина Н. И, Плешакова А. А. – М.: Дрофа, 2013. – 184.




  1. Интернет – ресурсы:

  1. Программа по биологии. – Режим доступа: http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programs.

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  3. Электронные приложения к учебникам. – Режим доступа: http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/biology.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Всего часов

Из них

практические и лабораторные работы

контрольные работы

Живой организм: строение и изучение

9

Лабораторная работа 1. «Знакомство с оборудованием для научных исследований».

Лабораторная работа 2. «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».

Лабораторная работа 3. «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)».

Лабораторная работа 4. «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов».

Входная контрольная работа

Контрольная работа по теме «Живой организм»

Многообразие живых организмов

14




Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

Среда обитания живых организмов

6

Лабораторная работа 5. «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных». Практическая работа 1. «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения».

Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов»

Человек на Земле

5

Лабораторная работа 6. «Измерение своего роста и массы тела».

Практическая работа 2. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».

Контрольная работа по теме «Человек на Земле»

Всего

34

Лабораторные работы – 6, практические работы – 2

5
  1   2   3   4   5   6

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по биологии 5 класс пояснительная записка iconПояснительная записка 8 класс рабочая программа по биологии 8 класс «Биология. Человек»
Рабочая программа по биологии 8 класс «Биология. Человек» составлена в соответствии с нормативными документами

Рабочая программа по биологии 5 класс пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 10-11 класс Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д. К. Беляев, Г. Д. Дымшиц. Общая биология. 10–11 классы: учебника...

Рабочая программа по биологии 5 класс пояснительная записка iconПояснительная записка «Биология». 6 класс (70 ч )
Курс биологии 6 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 5 классе и при изучении курса «Окружающий мир»...

Рабочая программа по биологии 5 класс пояснительная записка iconПояснительная записка «Биология». 7 класс (70 ч ) «Животные»
Курс биологии 7 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 6 классе и при изучении курса «Растения. Грибы....

Рабочая программа по биологии 5 класс пояснительная записка iconРабочая программа по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов....
Учебник Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко и др. Биология. Человек. Культура здоровья. М.: Просвещение. 2010 г

Рабочая программа по биологии 5 класс пояснительная записка iconПояснительная записка «Биология». 8 класс (70 ч ) «Человек»
Курс биологии 8 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 7 классе и при изучении курса «Биология. Животные»....

Рабочая программа по биологии 5 класс пояснительная записка iconПояснительная записка «Биология». 9 класс (70 ч ) «Человек»
Курс биологии 9 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 8 классе и при изучении курса «Биология. Человек»....

Рабочая программа по биологии 5 класс пояснительная записка iconРабочая программа по биологии для X
Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 5 класс пояснительная записка iconПояснительная записка 7 класс «Многообразие живых организмов»
...

Рабочая программа по биологии 5 класс пояснительная записка iconРабочая программа Биология 7 класс Составитель: учитель химии и биологии....
В. В. Пасечника / авт сост. Г. М. Пальдяева. — М. Дрофа, 2010. — 92, [4] с полностью отражающей содержание Примерной программы с...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную