Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2015-2016 гг


страница1/3
bio.na5bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 604

Пушкинского района Санкт-Петербурга


Принято

Педагогическим советом ГБОУ № 604

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Протокол № _______

От «____» __________ 2015 г.


Рассмотрено

МО естественных наук

Председатель МО Быстрова В.В. ____________

Протокол № _____от «___» __________2015 г.




Утверждаю

Директор ГБОУ № 604

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Е.И. Дерипаска_____________

«___»______ 2015 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Кондратенко Е.К.___________

«____»_________ 2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
для 8 класса
на 2015-2016 гг.

Смагина Елена Сергеевна
Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, С.В.Суматохина, Г.С. Калинова//Программы общеобразовательных учреждений. Биология 6-9 классы/ М.: Просвещение, 2014., полностью соответствующей требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по сложности и с дополнительными заданиями.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В. Пасечник, А.А.Каменский.-Биология. 8 класс., учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2014. – 255 с.

Содержание программы

8 класс 68 ч/год (2 ч/нед.)

Введение. Человек как биологический вид (3 ч)

Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.

Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.

Глава 1. Общий обзор организма человека (3 ч)

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.

Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.

Лабораторная работа:

• 1.Изучение микроскопического строения тканей организма человека.

Глава 2. Опора и движение (7ч)

Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.

Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.

Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Лабораторные работы:

•​2. Изучение микроскопического строения кости.

•​3. Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.

•​4. Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Практические работы:

•​ 1.Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Глава 3. Внутренняя среда организма (4 ч)

Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.

Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.

Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».

Лабораторная работа:

• 5.Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 ч)

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.

Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.

Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторные работы:

•​ 6.Измерение кровяного давления.

•​ 7.Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

•​8. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Глава 5. Дыхание (5 ч)

Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.

Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.

Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Лабораторные работы,:

•​ 9.Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

•​ 10.Определение частоты дыхания.

Глава 6. Питание (6 ч)

Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.

Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.

Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».

Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)

Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для .организма. Нарушения обмена веществ.

Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».

Практическая работа:

• 2.Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 ч)

Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.

Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».

Глава 9. Покровы тела (4 ч)

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.

Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы колеи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.

Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.

Глава 10. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч)

Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.

Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.

Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.

Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.

Глава 12. Психика и поведение человека (6 ч)

Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.

Глава 13. Размножение и развитие человека (3 ч)

Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».

Лабораторная работа:

•11. Измерение массы и роста своего организма.

Глава 14. Человек и окружающая среда (3 ч)

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».

Практическая работа:

• 3.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество часов

Введение. Человек как биологический вид

3

  1. Науки о человеке и их методы

1

  1. Биологическая природа человека. Расы человека.

1

  1. Происхождение человека. Антропогенез

1

Глава 1. Общий обзор организма человека

3

    1. Строение организма человека (1)

1

    1. Строение организма человека (2)

1

    1. Регуляция процессов жизнедеятельности

1

Глава 2. Опора и движение

7

2.1. Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей.

1

2.2. Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.

1

2.3.Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.

1

2.4.Строение и функции скелетных мышц.

1

2.5. Работа мышц и ее регуляция.

1

2.6. Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм.

1

2.7. Контрольная работа №1 «Общий обзор организма. Опорно-двигательная система»

1

Глава 3. Внутренняя среда организма

4

3.1.Состав внутренней среды организма и ее функции.

1

3.2.Состав крови. Постоянство внутренней среды.

1

3.3.Свертывание крови. Постоянство внутренней среды.

1

3.4.Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация.

1

Глава 4. Кровообращение и лимфообращение

4

4.1. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа

1

4.2. Сосудистая система. Лимфообращение.

1

4.3. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

1

4.4. Контрольная работа №2 «Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфообращение»

1

Глава 5. Дыхание

5

5.1. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания.

1

5.2.Механизм дыхания. Жизненная емкость легких.

1

5.3.Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

5.4. Болезни органов дыхания, их профилактика. Реанимация.

1

5.5. Обобщение и систематика знаний по теме «Дыхание»

1

Глава 6. Питание

6

6.1. Значение питания для жизнедеятельности организма. Органы пищеварения и их функции.

1

6.2. Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод.

1

6.3. Пищеварение в желудке и кишечнике.

1

6.4. Всасывание питательных веществ в кровь.

1

6.5. Регуляция пищеварения.

1

6.6. Контрольная работа №3 «Дыхание. Пищеварение.»

1

Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии

4

7.1. Понятие о пластическом и энергетическом обмене.

1

7.2. Ферменты и их роль в организме человека.

1

7.3.Витамины и их роль в организме человека.

1

7.4.Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ.

1

Глава 8. Выделение продуктов обмена

3

8.1.Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

1

8.2.Заболевания органов выделения.

1

8.3. Обобщение и систематика знаний по теме «Обмен веществ и энергии. Выделение»

1

Глава 9. Покровы тела

4

9.1. Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.

1

9.2. Болезни и травмы кожи.

1

9.3.Гигиена кожных покровов.

1

9.4. Обобщение и систематика знаний по теме «Покровы тела»

1

Глава 10. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

8

10.1. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.

1

10.2.Работа эндокринной системы и ее нарушения

1

10.3.Строение нервной системы и ее значение.

1

10.4.Спинной мозг.

1

10.5. Головной мозг.

1

10.6.Вегетативная нервная система.

1

10.7. Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.

1

10.8. Контрольная работа №4 «Нейро-гуморальная система человека»

1

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы

5

11.1.Понятия об анализаторах. Зрительный анализатор.

1

11.2.Слуховой анализатор.

1

11.3. Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

1

11.4.Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.

1

11.5. Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы»

1

Глава 12. Психика и поведение человека

6

12.1. Высшая нервная деятельность. Рефлексы.

1

12.2. Память и обучение.

1

12.3.Врожденное и приобретенное поведение.

1

12.4.Сон и бодрствование

1

12.5.Особенности Высшей нервной деятельности человека.

1

12.6. Обобщение и систематизация знаний по теме «Психика и поведение»

1

Глава 13. Размножение и развитие человека

3

13.1.Особенности размножения человека.

1

13.2.Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

1

13.3.Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

1

Глава 14. Человек и окружающая среда

2

14.1. Социальная и природная среда человека

1

14.2. Окружающая среда и здоровье человека

1

Итого:

68 (2 резервных часа)

Контрольных работ

4

Лабораторных работ

11

Практических работ

3
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2015-2016 гг iconРабочая программа по биологии для 5 класса по фгос ООО 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по биологии для пятого класса составлена в соответствии с нормативными документами

Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2015-2016 гг iconРабочая программа по биологии для 5 класса на 2016 / 2017 учебный год
Программой по биологии для 5-9 классов В. И. Лапшиной, Д. И. Рокотовой, В. А. Самковой, А. М. Шереметьевой М.: Академкнига/Учебник,...

Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2015-2016 гг iconРабочая программа по биологии для 10 класса 2016 -2017 учебный год

Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2015-2016 гг iconРабочая программа по биологии. Бактерии. Грибы. Растения 6 класс
Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения»,согласно...

Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2015-2016 гг iconРабочая программа по химии для 9 класса на 2015 2016 учебный год
Федеральный базисный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений рф, реализующих программы общего образования,...

Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2015-2016 гг iconРабочая программа по биологии 7 класса основной ступени обучения Ковалевой Любовь Петровны
Из рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. Лабораторных работ рабочая...

Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2015-2016 гг iconРабочая программа по биологии ( базовый уровень)
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии со следующими документами

Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2015-2016 гг iconРабочая программа учебного предмета (курса) «по биологии»
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2015-2016 гг iconРабочая программа по биологии для I x класса
Программа предназначена для изучения курса «Основы общей биологии» в 9 классе средней общеобразовательной школы и является логическим...

Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2015-2016 гг iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
М.: Дрофа, 2006. – 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную