Рабочая программа Автор-составитель: Кафизова Е. С


bio.na5bal.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова»

Согласовано на

заседании методического

объединения

протокол

от_______ №____
Утверждено на

заседании педагогического

совета

протокол

от_______ №____



Биология. 6 класс

Рабочая программа


Автор-составитель: Кафизова Е. С.

Ленинск-Кузнецкий

2014


Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится экологическое воспитание школьников на основе изучения регионального компонента на уроках биологии.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают знания о том крае, области ,где живет человек. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника» Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс» и «Рабочей программой по биологии с региональным компонентом для 6-го класса», составленной Матвеевой А.В., методистом кафедры естественнонаучных и математических дисциплин Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта из расчета 35 часов и с внесением в нее регионального компонента «Экология растений» из расчета 35 часов.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

  2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде,

Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и имеет целью развитие у школьников экологической культуры поведения в ней, воспитание ответственного отношения к природным объектам. Использование регионального компонента позволяет изучить местную флору и фауну, в том числе культурные и сельскохозяйственные растения. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по сложности и с дополнительными заданиями.

Согласно действующему, в школе, учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов в год (2 раза в неделю), из них 34 часа – региональный компонент.
Содержание программы

Введение. (2 ч.)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Раздел 1.Клеточное строение организмов. (6 ч.)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка, ее строение. Состав клетки. Жизнедеятельность клетки. Понятие «ткань».
Раздел 2.Царство Бактерии. (3 ч.)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность, разнообразие, значение в природе и жизни человека.
Раздел3.Царство Грибы. (4 ч.)

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные: съедобные и ядовитые. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравлений. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Раздел 4.Царство Растения. (8 ч.)

Ботаника-наука о растениях. Методы изучения растений. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Охрана растений. Водоросли: многообразие виды, строение, роль в природе и жизни человека. Мхи: многообразие, среда обитания, строение, значение. Папоротники, хвощи и плауны: их строение, многообразие, значение в природе и жизни человека. Голосеменные, их строение, разнообразие, распространение, значение в природе и жизни человека. Цветковые растения: строение, многообразие, среда обитания, значение в природе и жизни человека.
Раздел 5.Строение и многообразие покрытосеменных растений. (16ч.)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня, видоизменения корней. Побег. Листорасположение. Почки, их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Стебель: строение, многообразие, видоизменения. Цветок, строение. Соцветие. Плоды, классификация. Распространение плодов и семян.
Раздел 6.Жизнь растений. (16 ч.)

Основные процессы жизнедеятельности. Условия прорастания семян. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое размножение.
Раздел 7.Классификация растений. (7 ч.)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Класс Двудольные растения. Класс Однодольные растения. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Раздел 8.Природные сообщества. (4 ч.)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Раздел 9.Развитие растительного мира. (2 ч.)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Тематический план



Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

1

Введение

2

Текущий контроль

2

Клеточное строение организмов

6

тест

3

Царство Бактерии

3

с/р

4

Царство Грибы

4

тест

5

Царство Растения

8

Текущий контроль

6

Строение и многообразие покрытосеменных растений

16

тест

7

Жизнь растений

16

тест

8

Классификация растений

7

с/р

9

Природные сообщества

4

тест

10

Развитие растительного мира

2

к/р


Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание




Введение

2







1

Биология - наука о живой природе

1







2

«Осенние явления в жизни растений и животных КО». Осенняя экскурсия №1, л/ р №1: «Фенологические изменения в природе осенью».

1










Клеточное строение организмов

6







3

Л/р№2:«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

1







4

Л/р №3:»Рассматривание клеток мякоти томата» Алтайский ранний» с помощью лупы», л/р №4:»Приготовление препарата кожицы чешуи лука «Сорта Бессоновский».

1







5

Жизнедеятельность клетки

1







6

Ткани

1







7


«Клеточное строение организмов» - обобщающее повторение

1










Царство Бактерии

3







8

Строение и жизнедеятельность бактерий

1







9


Размножение бактерий.

1







10

Роль бактерий в природе и жизни человека

1










Царство Грибы

4







11

Строение и жизнедеятельность шляпочных грибов. Л/р№6: «Изучение строения тел шляпочных грибов, встречающихся в Кузбассе».

1







12

Плесневые грибы и дрожжи. Л/р№5: «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»

1







13

Грибы паразиты, живущие на растениях в нашей области.

1







14

Царства Грибы и Бактерии- обобщающее повторение

1










Царство Растения

8







15

Разнообразие, распространение, значение растений

1







16

Л/р №7: «Одноклеточные и многоклеточные водоросли водоемов Ленинск-Кузнецкого».

1







17

Многоклеточные водоросли

1







18

Лишайники, встречающиеся в Кемеровской области.

1







19

Л/р №8: «Изучение строения мха Сфагнума, обитателя болот Кузбасса».

1







20

Папоротникообразные. Л/р №9: «Изучение строения спороносящего папоротника».

1







21

Голосеменные растения. Темнохвойные леса Кузбасса.

1







22

Покрытосеменные растения. Красная книга Кузбасса.

1










Строение и многообразие покрытосеменных растений

16







23

Строение семян. Л/р № 10: «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений на примере растений Кемеровской области».

1







24

Л/р №11: «Виды корней, стержневые и мочковатые системы корней ,на примере растений Кемеровской области».

1







25

Клеточное строение корня

1







26

Видоизменения корней. Видоизменения корней у растений нашего города.

1







2 7

Побег. Рост и развитие побега

1







28

Почки и их строение.

1







29

Внешнее строение листа

1







30

Клеточное строение листа

1







31

Видоизменения листьев

1







32

Строение стебля

1







33

Многообразие стеблей и годичные кольца.

1







34

Видоизменения побегов. Л/р №12: «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) на примере растений Кузбасса.

1







35

Цветок- орган семенного размножения. Л/р №13: «Изучение строения цветка на примере лилий Кузбасса».

1







36

Соцветия (на примере растений Кузбасса)

1







37

Плоды. Типы плодов у растений Кемеровской области.

1







38

Распространение плодов и семян (у культурных и дикорастущих растений Кемеровской области).

1










Жизнь растений

16







39

Взаимосвязь органов растения

1







40

Химический состав растений. Демонстрация опыта (подсолнечник, пшеница твердая).

1







41

Минеральное питание растений

1







42

Фотосинтез

1







43

Дыхание растений

1







44

Испарение воды листьями

1







45

Л/р №14: «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине (береза)».

1







46

Прорастание семян. П/р №2: «Определение всхожести семян растений и их посев на примере растений Кемеровской области».

1







47

Растительный организм как единое целое

1







48

Способы размножения растений

1







49

«Зимние явления в жизни растений Кузбасса». Экскурсия №2.

1







50

Размножение споровых растений (на примере растений нашего города)

1







51

Размножение голосеменных растений (на примере голосеменных территории школы.

1







52

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. П/р №1: «Вегетативное размножение комнатных растений нашего города».

1







53

Половое размножение покрытосеменных растений

1








54

Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян.

1










Классификация растений

7







55

Основы систематики растений

1







56

Класс двудольные. Семейство крестоцветные . Л/р №15: «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

1







57

Семейство Пасленовые. Многообразие растений Кемеровской области.

1







58

Семейство Мотыльковые. Культурные и дикорастущие растения Кемеровской области.

1







59

Семейство сложноцветные. Многообразие растений Кузбасса

1







60

Класс однодольные. Семейство Лилейные. Культурные и дикорастущие растения Кузбасса.

1







61

Семейство Злаки. Культурные и дикорастущие растения Кемеровской области.

1







62

«Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте нашей области». Экскурсия №3.

1










Природные сообщества

4







63

Основные экологические факторы

1







64

Л\р №16: «Экологические группы растений в искусственных сообществах нашего города».

1







65

Растительные сообщества. Охрана природных сообществ в Кемеровской области.

1







66

«Весенние явления в природных сообществах окрестностей нашего города». Экскурсия № 4.

1










Развитие растительного мира

2







67

Происхождение растений

1







68

Основные этапы развития растительного мира

1








Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.

Учащиеся должны знать:

- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, размножение);

- химический состав клетки, значение основных органических и неорганических веществ;

- основные систематические категории, признаки вида, классов и семейств цветковых растений Кемеровской области;

- характеристику природного и искусственного сообщества Кемеровской области;

- Наиболее распространенные виды и сорта растений Кемеровской области.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать органоиды клетки, организмы бактерий, грибов, лишайников, растений;

- распознавать наиболее распространенные виды растений своего региона, растений разных семейств, классов ,отделов;

- распознавать съедобные и ядовитые грибы Кемеровской области;

- применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

- соблюдать правила наблюдения за сезонными изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека.

Перечень ключевых слов:

Биология, фенология, клетки, ткани, Бактерии, спора, Грибы, гриб мукор, дрожжевые грибы, водоросли, лишайники, папоротники, голосемянные, покрытосемянные, зародыш, эндосперм, корневые системы, лист, цветок, соцветие, плоды, семена, фотосинтез, дыхание, размножение, систематика, экология.
Список литературы
Литература для учителя

  1. Пасечник В.В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс». Базовый уровень.-М.:Дрофа,2010.

  2. Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Базовый уровень. К учебнику Пасечник В.В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс» -М.:Дрофа,2010.

  3. Пасечник В.В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс». Методическое пособие. Базовый уровень.-М.:Дрофа,2010.


Литература для обучающихся

  1. Пасечник В.В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс». Базовый уровень.-М.:Дрофа,2010.

  2. Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Базовый уровень. К учебнику Пасечник В.В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс»..-М.:Дрофа,2010.



Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа Автор-составитель: Кафизова Е. С iconРабочая программа Автор-составитель: Кафизова Е. С. Ленинск-Кузнецкий...
Данная рабочая программа разработана в соответствии со статьей32,п. 7 Закона РФ «Об образовании». Составлена на основе авторской...

Рабочая программа Автор-составитель: Кафизова Е. С iconРабочая программа группового элективного курса по биологии для учащихся...
Составитель: Жураковская Л. М., учитель химии и биологии высшей квалификационной категории

Рабочая программа Автор-составитель: Кафизова Е. С iconРабочая программа индивидуального курса по биологии для учащихся...
Составитель: Жураковская Л. М., учитель химии и биологии высшей квалификационной категории

Рабочая программа Автор-составитель: Кафизова Е. С iconРабочая программа по географии для 5-9 классов Составитель: учитель географии высшей категории
Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса муниципального...

Рабочая программа Автор-составитель: Кафизова Е. С iconРабочая программа Искусство Мировая художественная культура для учащихся 8 класса. Составитель
Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах

Рабочая программа Автор-составитель: Кафизова Е. С iconРабочая программа по курсу «Введение в химию»
Составитель: Воронцова Ольга Рудольфовна, учитель I категории мбоу «сош №54» г. Ижевска Удмуртская Республика

Рабочая программа Автор-составитель: Кафизова Е. С iconРабочая программа по географии для 6 9 классов Резинковой Светланы Николаевны
Составитель: Резинкова С. Н., учитель географии, истории, биологии, обществознания

Рабочая программа Автор-составитель: Кафизова Е. С iconРабочая программа Для 6 класса Составитель Симакова Е. С. Учитель...
Закона РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №3266-1 (с изменениями и дополнениями)

Рабочая программа Автор-составитель: Кафизова Е. С iconНетрадиционный курс. Автор-составитель: учитель экологии и химии...
Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования

Рабочая программа Автор-составитель: Кафизова Е. С iconКонкурс педагогического мастерства 2013/14 учебный год Номинация...
«Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Программа...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную