Пояснительная записка Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Выполняя мировоззренческую функцию, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека,


страница1/2
bio.na5bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ

5 класс

(35 ч)

Пояснительная записка

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Выполняя мировоззренческую функцию, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель образования заключается в повышении качества и эффективности практического использования знаний.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;

- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;

- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса разделён на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.

Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости, получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Резерв учебного времени отводится на контроль предметных результатов и увеличение в преподавании биологии доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий. Целесообразно также проведение региональных модулей по биологии, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры.

Метапредметными результатами освоения курса являются следующие умения:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи.

  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3мин;

  • находить и использовать причинноследственные связи;

  • формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;

  • работать в соответствии с поставленной задачей;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • работать с текстом параграфа и его компонентами;

  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Предметные результаты освоения программы по курсу «Введение в биологию»:

Учащиеся должны знать

  • Основных характеристик методов научного познания и их роль в изучении природы;

  • Современной классификации живой природы;

  • Основных характеристик царств живой природы;

  • Клеточное строение живых организмов;

  • Основные свойства живых организмов;

  • Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

  • Приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов;

  • Правила поведения в природе;

  • Какое влияние оказывает человек на природу;

  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

  • основные признаки представителей царств живой природы

  • определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;

  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

  • Работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

  • Проводить наблюдения и описания природных объектов;

  • Составлять план простейшего исследования;

  • Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;

  • Давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;

  • Составлять цепи питания в природных сообществах;

  • Распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги;

  • определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;

  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

Учебно-тематическое планирование



Раздел

Тема раздела

Основное содержание

Формирование УУД

Междисциплинарные виды деятельности

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

ИКТ

Работа с текстом

Проектно-исследовательская деятельность

1.

Введение

Естественные науки. Методы изучения природы

Биология — наука о живых организмах.

Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудо

вание для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,


умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания


умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;


формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире;

Работа с интерактивными источниками информации в поиске необходимой информации

Заполнение таблиц, организация дискуссии, выделение главной и второстепенной информации из текста, написание конспекта




2.

Мир биологии

История развития биологии как науки.


История развития биологии как науки; методы биологической науки. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, , соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем

поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания и строить высказывание , извлечение необходимой информации из различных источников

умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, анализ объектов  с целью выделения признаков, умения сравнивать живые объекты и рисунки, умение составлять тексты научного стиля

формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, использовать в работе  простейший биологический инструментарий


действие нравственно-этического оценивания( определение личной значимости событий )

Формирование познавательной мотивации

Работа с интерактивными источниками информации в поиске необходимой информации, оформление информации в форме презентации

Ответы на поставленные вопросы, заполнение таблиц по образцу, организация дискуссии, составление плана, поиск связей между различными блоками системы, маркировка инструкции, написание творческих работ, составление логических цепочек










Клетка- основа строения и жизнедеятельности организмов

Клеточное строение организмов; методы изучения клетки;, строение клетки, процессы жизнедеятельности клетки







Многообразие живых организмов, их классификация

Классификация организмов; вид. Царства

живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

Существенные признаки представителей основных царств,их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.







Значение биологических знаний для защиты природы

Глобальные экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях

природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи





3.

Организм и среда обитания

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Наземновоздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде

обитания. Растения и животные разных материков.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Экологические факторы. Важнейшие экологические проблемы. Природные сообщества

соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем, вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью

анализ объектов  с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование;


формирование умения объяснять свой выбор, отвечать аргументированно на поставленный вопрос, формирование вербальных способов коммуникации , формирование умения работать в парах и малых группах, формирование опосредованной коммуникации путем создания знаков, символов

формирования желания выполнять учебные действия, использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Работа с интерактивными источниками информации в поиске необходимой информации, оформление информации в форме презентации

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, организация дискуссий, заполнение таблиц, кластеров, схем, формулировка терминов



  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Выполняя мировоззренческую функцию, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, iconРабочая программа по учебному предмету «Экология человека. Культура здоровья»
Экология человека. Культура здоровья» для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Пояснительная записка Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Выполняя мировоззренческую функцию, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, iconСценарий урока в 5 классе по биологии На тему «Лишайники»
Познакомиться с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Иметь представления о значение лишайников в природе...

Пояснительная записка Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Выполняя мировоззренческую функцию, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, iconУрок по технологии развития критического мышления «Витамины» (8 класс)
Цель урока: сформирование знаний у учащихся о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическое значение для здоровья...

Пояснительная записка Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Выполняя мировоззренческую функцию, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, iconПояснительная записка Цели
Задачи: формирование отрицательного отношения к никотину и осознание масштабов вреда для здоровья человека табачных изделий

Пояснительная записка Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Выполняя мировоззренческую функцию, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, iconКалендарно-тематическое планирование по биологии 10 класс
Актуализация знаний о биологии как науке о живой природе, ее роли в жизни человека

Пояснительная записка Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Выполняя мировоззренческую функцию, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, iconУрока Образовательные
Продолжить формирование представления об энергетическом обмене в клетках. Обратить внимание детей на единство химических и биологических...

Пояснительная записка Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Выполняя мировоззренческую функцию, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, iconПояснительная записка Насколько трудно в сегодняшних условиях сделать...
Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни,...

Пояснительная записка Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Выполняя мировоззренческую функцию, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, iconПояснительная записка Одним из путей воспитания у школьников любви...
Работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, раскрывает эстетическое, практическое,...

Пояснительная записка Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Выполняя мировоззренческую функцию, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, iconКонспект урока по биологии «Класс паукообразные. Общая характеристика...
Тема урока: «Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни...

Пояснительная записка Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Выполняя мировоззренческую функцию, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, iconПояснительная записка Велико значение зелёных растений в природе....
Многое значат растения в жизни человека. Люди питаются растениями, продуктами их переработки, используют растения как сырьё для различных...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную