По разделу Место человека в системе органического мира


bio.na5bal.ru > Биология > Документы
c:\users\user1\desktop\новая сканированная титульная страница\титул (153).jpg


1. Планируемые результаты освоения учебного курса.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Биология, 8 класс» направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения биологии в 8 классе учащиеся должны знать и уметь: по разделу 1. Место человека в системе органического мира.

- признаки, доказывающие родство человека и животных. Учащиеся должны уметь:

- анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас.

Учащиеся должны знать:

- биологические и социальные факторы антропогенеза;

- основные этапы эволюции человека;

- основные черты рас человека.

по разделу 2. Происхождение человека.

Учащиеся должны знать:

- биологические и социальные факторы антропогенеза;

- основные этапы эволюции человека;

- основные черты рас человека.

по разделу 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

Учащиеся должны знать:

- вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека.

по разделу 4. Общий обзор строения и функций организма человека.

Учащиеся должны знать:

- основные признаки организма человека.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей в таблицах и микропрепаратах;

по разделу 5. Координация и регуляция.

Учащиеся должны знать:

- роль регуляторных систем;

- механизм действия гормонов.

Учащиеся должны уметь:

- выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;

- соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.

по разделу 6. Опора и движение.

Учащиеся должны знать:

- части скелета человека;

- химический состав и строение костей;

- основные скелетные мышцы человека.

по разделу 7. Внутренняя среда организма.

Учащиеся должны знать:

- признаки внутренней среды организма;

- признаки иммунитета;

- сущность прививок и их значение.

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать между собой строение и функции клеток крови;

- объяснять механизмы свертывания и переливания крови.

по разделу 8. Транспорт веществ.

Учащиеся должны знать:

- существенные признаки транспорта веществ в организме.

Учащиеся должны уметь:

- различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;

- измерять пульс и кровяное давление;

- оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.

по разделу 9. Дыхание.

Учащиеся должны знать:

- органы дыхания, их строение и функции;

- гигиенические меры и меры профилактики легочных заболеваний.

по разделу 10. Пищеварение.

- органы пищеварительной системы;

- гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы органов пищеварительной системы.

Учащиеся должны уметь:

- характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.

по разделу 11. Обмен веществ и энергии.

Учащиеся должны знать:

- особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;

- роль витаминов. Учащиеся должны уметь:

- выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии.

по разделу 12. Выделение. Учащиеся должны знать:

- органы мочевыделительной системы;

- меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

по разделу 13. Покровы тела.

- строение и функции кожи;

- гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.

по разделу 14. Размножение и развитие.

Учащиеся должны знать:

- строение и функции органов половой системы человека;

- основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.

по разделу 15. Высшая нервная деятельность.

Учащиеся должны знать:

- особенности высшей нервной деятельности человека;

- значение сна, его фазы.
Учащиеся должны уметь:

- выделять существенные признаки психики человека;

- характеризовать типы нервной системы.

по разделу 16. Человек и его здоровье.

Учащиеся должны знать:

- приемы рациональной организации труда и отдыха;

- отрицательное влияние вредных привычек.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;

- оказывать первую доврачебную помощь.
2. Содержание учебного курса.

Данная рабочая программа к учебному курсу «Биология, 8 класс» составлена на основе УМК:

- Примерные программы по учебным предметам Биология 5-9 классы - М.: «Просвещение» 2011 г.

- Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология. Человек. 8 класс» : Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений ,- М.: «Дрофа» 2015 г.

Программа разработана по курсу «.» авторов

Количество часов

Всего _70 час; в неделю _2_час.

Контрольных работ - 3 , лабораторных работ - 14.
Основные цели и задачи учебного курса

Цели:

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для

- заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;

- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Задачи:

- освоение знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека;

- формирование у школьников предметных умений: умения проводить экспериментальные исследования и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; решения биологических задач;

- воспитание позитивного ценностного отношения к собственной жизни, живой природе, культуры поведения в природе.


ВВЕДЕНИЕ. Краткая история развития знаний

о строении и функциях организма человека (1 ч)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация

Портреты великих ученых — анатомов и физиологов.
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)

Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация

Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация

Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.
Раздел 3. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация

Схемы строения систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Раздел 4. Координация и регуляция (10 ч)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация

Схемы строения эндокринных желез. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Раздел 5. Анализаторы (5 ч)

Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация

Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам).Изучение изменения размера зрачка.
Раздел 6. Опора и движение (6 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости.

Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.

Демонстрация

Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей.

Измерение массы и роста своего организма.

Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.
Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И.Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация

Схемы и таблицы, посвященные составу крови, группам крови.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения крови.
Раздел 8. Транспорт веществ (5 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация

Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы

Измерение кровяного давления.

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Раздел 9. Дыхание (4 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Демонстрация

Модели гортани, легких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приемы искусственного дыхания.

Лабораторные и практические работы

Определение частоты дыхания.
Раздел 10. Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Демонстрация

Модель торса человека. Муляжи внутренних органов.

Лабораторные и практические работы

Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал.

Определение норм рационального питания.
Раздел 11. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Раздел 12. Выделение (2 ч)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация

Модель почек.
Раздел 13. Покровы тела (2 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Демонстрация

Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.
Раздел 14. Размножение и развитие (4 ч)

Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Раздел 15. Высшая нервная деятельность (7 ч)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И. П.Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки артериального и венозного кровотечений.

Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.

ТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 8 класс

1. Разработка и проведение социологического опроса разных групп населения по проблеме их отношения к собственному здоровью.

2. Биоритмы как основа рациональной организации порядка человека. Определение индивидуального ритма работоспособности.

3. Составление рациональных режимов дня для людей различных возрастных групп.

4. Оценка собственного образа жизни: привычек, здоровья, степени физической подготовки, правильности питания.

5. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат организма.

6. Определение количества минеральных солей в суточном рационе, сопоставление с нормативами.

7. Определение содержания основных витаминов в суточном рационе, сопоставление с нормативами.

8. Определение индивидуального среднесуточного потребления белков, жиров, углеводов (в том числе по приемам пищи), сопоставление с нормативами.

9. Экологически грамотный потребитель товаров: упаковки, штрихкоды, индексы пищевых добавок, этикетки на одежде и др.

10. Кожа: типирование, уход, возрастные изменения, заболевания; улучшение состояния.


3. Тематическое планирование




Тема, содержание материала

ч

Оборудование

Тип/

форма урока

1

Науки о человеке. Методы изучения организма человека.

1

Интерактивное оборудование (ИАО)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


2

Место человека в системе органического мира.

1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления .новых знаний.


3

Черты сходства и отличия человека от животных.

1

ИАО

Комбинированный.


4

Эволюция человека.

1

ИАО

Комбинированный.


5

Расы человека.

1

ИАО

Комбинированный.

6

Входной контроль.

1




Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

7

Клеточное строение организма.

1

ИАО и лабораторное оборудование (ЛО)

Комбинированный.


8

Ткани. Виды тканей.

1

ИАО и ЛО

Комбинированный.

Л/р №1

9

Сравнение видов тканей.

1

ИАО и ЛО

Комбинированный.


10

Органы. Система органов.

1

ИАО и ЛО, таблица



Комбинированный.

Л/р №2

11

Гуморальная регуляция организма.


1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


12

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

13

Строение и значение нервной системы.

1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

14

Отделы нервной системы.

1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


15

Вегетативная и соматическая нервная система.

1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


16

Спинной мозг.

1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


17

Головной мозг.

1

ИАО, муляж ГМ

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Л/р №3

18

Полушария большого мозга.

1

ИАО, муляж ГМ

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

19

Заболевания нервной системы и ее профилактика.


1

ИАО

Комбинированный.

20

Промежуточный контроль.


1




Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

21

Зрительный анализатор.


1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


22

Нарушение зрение и их профилактика.


1

ИАО

Комбинированный. Л/р №4


23

Анализаторы слуха и равновесия.


1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


24

Нарушение слуха и их профилактика.


1

ИАО

Комбинированный.

25

Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

1

ИАО

Комбинированный.

26

Скелет. Кости скелета.

1

ИАО и ЛО, коллекция

Комбинированный.

Л/р №5

27

Скелет головы. Скелет туловища.

1

ИО и ЛО, скелет человека

Комбинированный.

Л/р №6

28

Скелет конечностей.

1

ИАО, скелет человека

Комбинированный.

29

Мышцы.


1

ИАО

Комбинированный.


30

Работа мышц.


1

ИАО

Комбинированный. Л/р №7

31

Профилактика плоскостопия и искривления позвоночника.

1

ИАО

Комбинированный.

Л/р №7

32

Внутренняя среда организма. Кровь.

1

ИАО и ЛО

Комбинированный. Л/р №8

33

Иммунитет.


1

ИАО

Комбинированный.

34

Тканевая совместимость и

переливание крови.

1

ИАО

Комбинированный.


35

Строение сердца. Работа сердца.


1

ИАО, таблица

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

36

Круги кровообращения.

1

ИАО, таблица

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

37

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

1

ИАО

Комбинированный.

Л/р №9

38

Лимфатическая система и движение лимфы.

1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

39

Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы.

1

ИАО

Комбинированный.

40

Органы дыхания. Строение легких.

1

ИАО, таблица

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

41

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях.

1

ИАО и ЛО


Комбинированный.

Л/р №10

42

Регуляция дыхания.

1

ИАО


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

43

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

1

ИАО

Комбинированный.


44

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

1

ИАО, таблица

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

45

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.

1

ИАО

Комбинированный.



46

Пищеварение в желудке.

Регуляция пищеварения.

1

ИАО и ЛО

Комбинированный.

Л/р №11

47

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

48

Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания.

1

ИАО и ЛО

Комбинированный.

Л/р №12

49

Пластический и энергетический обмен.

1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

50

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен.

1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

51

Витамины, их роль в организме.


1

ИАО

Комбинированный.


52

Строение и функции почек.


1

ИАО, таблица

Урок изучения первичного закрепления новых знаний.


53

Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.


1

ИАО

Комбинированный.


54

Строение и функции кожи.

1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

55

Роль кожи в терморегуляции.

Закаливание.

1

ИАО

Комбинированный.


56

Половая система человека.


1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


57

Половые клетки. Половое созревание.


1

ИАО

Комбинированный.


58

Оплодотворение и развитие зародыша.


1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

59

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

60

Рефлекторная деятельность нервной системы.

1

ИАО

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

61

Врожденные и приобретенные формы поведения.

1

ИАО

Комбинированный.


62

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

ИАО

Комбинированный.


63

Сознание. Мышление. Речь.

1

ИАО

Комбинированный.


64

Познавательные процессы и интеллект. Память.


1

ИАО

Комбинированный.



65

Эмоции и темперамент.


1

ИАО

Комбинированный.



66

Промежуточная аттестация.


1

-

-

67

Оказание первой доврачебной помощи при травмах, кровотечениях, ожогах, обморожении.


1

ИАО

Комбинированный.

Л/р №13

68

Оказание первой доврачебной помощи при укусах насекомых, отравлениях.

1

ИАО

Комбинированный.



69

Оказание первой помощи утопающему. Потеря сознания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

1

ИАО

Комбинированный.


70

Факторы, влияющие на здоровье.

1

ИАО

Комбинированный.

Л/р №14

Поделиться в соцсетях



Похожие:

По разделу Место человека в системе органического мира iconПроисхождение человека
...

По разделу Место человека в системе органического мира iconУрок № Тема: Систематическое положение человека
Задачи: повторить систематические таксоны; определить место человека в системе живых существ; привести доказательства эволюции животных...

По разделу Место человека в системе органического мира iconПоложение человека в системе животного мира. №
Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой, вы должны выяснить, чем эволюция человека отличается от эволюции...

По разделу Место человека в системе органического мира iconТема: экономическая и социальная география как наука, ее место в...
Дать учащимся представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе

По разделу Место человека в системе органического мира iconТема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы...
Философия как форма духовной культуры. Место философии в общей системе научных знаний и ее взаимосвязь с другими науками. Функции...

По разделу Место человека в системе органического мира iconТема: «Эволюция»
Как называется медленный исторический процесс, приводящий к изменению органического мира

По разделу Место человека в системе органического мира iconРабочая программа элективного курса «Многообразие органического мира»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Маскара»

По разделу Место человека в системе органического мира iconРабот
Задачи урока. Систематизировать, обобщить, закрепить и проверить знания учащихся о биогенетическом законе, эволюции органического...

По разделу Место человека в системе органического мира iconУрок №1 Тема: «Введение. Систематика как биологическая наука»
Обучающая – продолжать формирование представлений о многообразии органического мира, закрепить знания учащихся об основных систематических...

По разделу Место человека в системе органического мира iconПояснительная записка Примерная программа по биологии строится с...
...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную