Учебник 9 класс, авторы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общие закономерности»


bio.na5bal.ru > Биология > Урок

Урок биологии, учитель Булгакова И.В., МАОУ лицей № 82.

Учебник 9 класс, авторы В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин «Общие закономерности».

Раздел «Эволюция живого мира на Земле»

Глава: «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора».

Тема: «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных».

Цель урока:

создать условия для развития у учащегося ключевых компетентностей по теме.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для усвоения знаний о приспособительных особенностях живых организмов; рассмотреть различные приспособительные особенности живых организмов; раскрыть механизм их действия; выявить их роль в природе.

Развивающие: развивать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию.

Оборудование: таблицы по биологии «Адаптация животных, растений», учебник «Основные закономерности жизни» В.Б.Захаров, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал: фотографии- изображения животных.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, репродуктивный (объяснение), самостоятельная работа, частично - поисковый, проблемный.

Форма работы: индивидуальная, коллективная.

Внутридисциплинарные связи: экология - «Приспособления живых организмов».

Содержание урока:

  1. Понятие об адаптации.

  2. Классификация адаптаций.

  3. Механизм действия адаптаций.

  4. Роль действия адаптаций в природе.

Ход урока:

1 Организационный момент

2. Актуализация знаний: сообщение темы урока «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных».

Задание №1. Все закрепляющие в ходе эволюции особенности живых организмов представляют собой адаптации (приспособления). Возникновение приспособленности к среде – основной результат эволюции. Поэтому эволюцию можно рассматривать как процесс возникновения адаптаций – адаптациогенез. Поражает воображение гармоничные взаимоотношения растений и животных со средой обитания. Каждый вид организмов, обладает теми или иными приспособлениями, позволяющими ему существовать в определённых условиях среды (презентация № 1).

Проанализируйте полученную информацию и выберите правильное определение адаптации.

Приложение № 1:

Адаптация - соответствие только физиологических функций организма условиям их обитания.

Адаптация - совокупность тех особенностей поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определённых условиях внешней среды.

Адаптация - это приспособленность организма к условиям окружающей среды.

Адаптация - это возникновение и развитие конкретных морфофизиологических свойств, значение которых зависит от тех или иных условий среды.

Адаптация - совокупность тех особенностей строения организма, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определённых условиях внешней среды.

Задание №2. Рассмотреть схему классификации адаптаций и проанализируйте её на основании определения адаптаций.


Формы приспособленности животных



Форма тела

Покровительственная окраска

(маскировка)

Предупреждающая окраска

Мимикрия




Задание № 3. Познакомиться с содержанием текста на стр. 35-45.

«Свернуть» информацию предложенную в виде текста в таблицу «Приспособленность организмов к среде обитания».

(Осуществляется совместно с учителем, затем учащиеся переходят к самостоятельному её заполнению).

«Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных»

Формы приспособлений

Примеры

Описание приспособления

Преимущества

данного приспособления

Форма тела

Дельфин







Сокол-сапсан







Морской конёк







Покровительственная окраска (маскировка)

Камбала







Тундровая куропатка







Хамелеон







Предупреждающая окраска

Пчела







Божья коровка







Кобра







Мимикрия

Бабочка нимфалида







Яйца кукушки







Гусеница пяденицы







Примерный план ответа:

Формы приспособлений

Примеры

Описание приспособления

Преимущества

данного приспособления

Форма тела

Дельфин

Торпедовидная форма тела

Движения легки, точны, скорость передвижения 40км/ч

Сокол-сапсан

Обтекаемая форма тела, отсутствие ушных раковин,

Пикирующий полёт, скорость полета 290км/ч

Морской конёк

Причудливая форма тела, напоминающая водоросли

Помогает скрываться от врагов

Покровительственная окраска (маскировка)

Камбала

Подстраивает свою окраску под цвет и характер морского дна

Защита от врагов

Тундровая куропатка

Подстраивает свою окраску под цвет и характер подстилающей поверхности

Защита от врагов

Хамелеон

Способен менять окраску путём перераспределения пигмента

Маскировка в соответствии с окружающим фоном

Защита от врагов

Предупреждающая окраска

Пчела

Яркая окраска тела привлекает внимание птиц

Наличие жало

Божья коровка

Яркая окраска тела привлекает внимание птиц

Наличие ядовитого секрета

Кобра

Яркая окраска тела привлекает животных

Наличие ядовитого секрета

Мимикрия

Бабочка нимфалида

Сходство беззащитного или съедобного вида с хорошо защищенными видами бабочки данаида (в тканях данаид содержится ядовитое вещество)

Защита от поедания птицами

Яйца кукушки

Схожесть яиц кукушки с яйцами вида-хозяина

Позволяет выкармливать птенцов птицей хозяином гнезда

Гусеница пяденицы

В покое удивительно сходна с сухой веткой

Защита от птиц

Приложение № 2

Шкала оценивания письменных заданий открытого типа в форме таблицы.

Критерии Баллы

Содержание и полнота

выполнения задания

Умение дать описание предложенным адаптациям

Умение привести примеры

Орфография и
пунктуация

5

Учащийся полностью справился с заданием, успешно извлек информацию, систематизировал искомую и обработал в соответствии с заданием.

Учащийся дал полное описание искомой информации, в соответствии с формой приспособленности организма

Правильно выбрал примеры из предложенного текста в объеме 3

Учащийся не допустил ни одной орфографической ошибки.

4

Учащийся справился с заданием, хотя имеются отдельные незначительные неточности в передаче искомой информации, ее систематизации и обработке.

Учащийся допустил 1 ошибку на соответствие форм и описание приспособлений организмов к условиям среды или допустил отдельные неточности

Правильно выбрал примеры из предложенного текста, но в объеме 2

Учащийся допустил несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимания текста

3

Задание выполнено не полностью, имеются недостатки в передаче искомой информации, ее систематизации и обработке.

Учащийся допустил 2 ошибки на соответствие форм и описание приспособлений организмов к условиям среды

Правильно выбрал примеры из предложенного текста, но в объеме 1

Учащийся допустил многочисленные орфографические ошибки привести к непониманию текста

2

Задание не выполнено, ответ не содержит описания результатов деятельности по передаче искомой информации, ее систематизации и

обработке.

Учащийся допустил более 2 ошибок на соответствие форм и описание приспособлений организмов к условиям среды

Не может привести примеры в соответствии с предложенной формой приспособления организмов

Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются

Задание №4

Закрепление изученного материала по тесту.

Вариант 1

1.Приспособленность организмов к среде обитания – результат: а) стремление особей к самоусовершенствованию; б) проявление конвергенции; в) искусственного отбора; г) взаимодействия движущих факторов эволюции

2.Формирование приспособленности у организмов происходит в результате:

а) освоение видом новых территорий; б) прямого воздействия среды на организм; в) естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками

3.Какие приспособления к перенесению неблагоприятных условий сформировались в процессе эволюции у земноводных, живущих в умеренном климате: а) запасание корма; б) оцепенение; в) миграции в тёплые районы; г) изменение окраски

4. Явление, примером которого служит сходство мухи - львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков: а) предостерегающая окраска; б) мимикрия; в) приспособительная окраска; г) маскировка.

5. Пример покровительственной окраски: а) зеленая окраска у певчего кузнечика; б) зеленая окраска листьев у большинства растений; в) ярко-красная окраска у божьей коровки; г) сходство в окраске брюшка у мухи - журчалки и осы.

6. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к: а) улучшение минерального питания растения; б) повышению интенсивности фотосинтеза; в) экономному расходованию воды; г) улавливанию солнечного света
7.Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуются: а) образованием большого количества семян; б) наличием легкой неклейкой пыльцы; в) цветение до распускания листьев; г) наличием в цветках нектара, яркого венчика.

8.Приспособление вида животных к среде обитания результат: а) заботы о потомстве; б) упражнения органов; в) отбора случайных наследственных изменений.

9.Определить форму приспособленности - окраска мухи сходная с окраской пчелы: а) мимикрия; б) маскировка; в) покровительственная окраска; г) предупреждающая окраска.

10.Определить форму приспособленности - окраска божьей коровки: а) мимикрия; б) маскировка; в) покровительственная окраска; г) предупреждающая окраска.
Вариант 2

1.Что из перечисленного не относится к формам приспособленности животных: а) Форма тела; б) приспособительное поведение; в) Повышенная влажность; г) Покровительственная окраска.

2.Внешнее сходство незащищенных животных с защищенными: а) Приспособленность; б) Мимикрия; в) Эволюция; г) Генофонд.

3.Причины возникновения приспособленности организмов к среде обитания: а) изменение среды обитания; б) изменение организмов под влиянием среды обитания; в) наследственная изменчивость и естественный отбор; г) изменчивость организмов и искусственный отбор.

4. Какой тип покровительственной окраски называется мимикрией: а) окраску, расчленяющую тело;

б) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности; в) подражание более защищённому виду; г) приспособление, при котором животное не заметно на фоне окружающих.

5. Пример мимикрии: а) зеленая окраска у певчего кузнечика; б) ярко-красная окраска у божьей коровки; в) сходство в окраске брюшка у мухи - журчалки и осы; г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

6.Что из перечисленного не относится к формам приспособленности у растений: а) приспособленность к опылению насекомыми; б) приспособленность к опылению ветром; в) предостерегающий вид; г) приспособленность к повышенной сухости.

7. Появление у дятла длинного, тонкого языка, позволяющего добывать насекомых из-под коры деревьев – это результат: а) развития животного; б) случайные мутации; в) вытягивания языка.

8. Определить форму приспособленности – форма тела у камбалы: а) мимикрия; б) маскировка; в) покровительственная окраска; г) предупреждающая окраска.

9. Пример предостерегающей окраски: а) ярко-красная окраска у цветка розы; б) ярко-красная окраска у божьей коровки; в) сходство в окраске у мухи - журчалки и осы; г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

10. Пример маскировки: а) зеленая окраска у певчего кузнечика; б) сходство в окраске брюшка у мухи - журчалки и осы; в) ярко-красная окраска у божьей коровки; г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.
Домашнее задание:

  1. параграф

  2. заполнить таблицу по фото животных

Вид

Среда обитания

Черты приспособленности

Относительный характер

 

 

 

 



http://festival.1september.ru/articles/410232/img2.jpg

http://festival.1september.ru/articles/410232/img4.jpg

http://festival.1september.ru/articles/410232/img6.jpg

http://festival.1september.ru/articles/410232/img5.jpg






Поделиться в соцсетях



Похожие:

Учебник 9 класс, авторы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общие закономерности» iconТема: «Структура организации живых организмов»
«Общие закономерности» 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва Дрофа 2010 год. Авторы учебника: С. Г. Мамонтов;...

Учебник 9 класс, авторы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общие закономерности» iconУчебно-методический комплекс: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И....
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...

Учебник 9 класс, авторы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общие закономерности» iconЛекция «Приспособленность организмов к среде обитания» учебник «Общая биология. 11 класс»
Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания» (учебник «Общая биология. 11 класс», авторы: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов,...

Учебник 9 класс, авторы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общие закономерности» iconЛитература: Интернет-ресурсы, Учебник биологии 10 класс( углублённое...
Коммуникативные : умение работать в группе, сообща решать поставленные задачи, выдвигать гипотезы, проделывать опыты

Учебник 9 класс, авторы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общие закономерности» iconДеятельность человека в окружающей среде
Сивоглазов В. И., Агафонова И. В. «Общая биология» программа для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 класс – М.: Дрофа,...

Учебник 9 класс, авторы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общие закономерности» iconРабочая программа биология 9 класс
Составлена на основе Программы основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова....

Учебник 9 класс, авторы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общие закономерности» iconРабочая программа по биологии разработана на основе Федерального...
Закона об образовании, Примерной программы по биологии (С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, В. Б. Захаров), рекомендованной Департаментом...

Учебник 9 класс, авторы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общие закономерности» iconЗахарова В. Б., Мамонтова С. Г., Сонина Н. И. «Биология. Общие закономерности»...
Учебник для общеобразоват учреждений / 6-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 287 с

Учебник 9 класс, авторы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общие закономерности» iconСонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
А. А. Плешаков, Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Издательство Дрофа,2009 г

Учебник 9 класс, авторы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общие закономерности» iconРабочая программа Биология. Общие закономерности рабочая программа...
Рабочая программа учебного предмета «Биология. Общие закономерности» для 9 класса (концентрический курс) разработана


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную