Рабочая программа по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов. Пояснительная записка учитель: Назарова Т. В


bio.na5bal.ru > Биология > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии, 9 класс

2 часа в неделю, 68 часов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учитель: Назарова Т.В.


Учебно-методический комплект
Учебник Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко и др. Биология. Человек. Культура здоровья. М.: Просвещение. 2010 г.

Программа Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко и др. Биология. Человек. Культура здоровья. М.: Просвещение. 2011 г.

Методическая литература Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко и др. Биология. Человек. Культура здоровья. Методические рекомендации. М.: Просвещение. 2010 г.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Особенности биологического познания

Биологические системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Иерархия живых систем. Их общие свойства. Методы биологического познания: эксперимент, наблюдение, моделирование. Научный факт, гипотеза, теория, их роль в биологическом познании.

Организм

Организм – целостная саморегулирующаяся система. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей – основа поведения организма. Размножение и развитие организмов. Определение пола. Возрастные периоды онтогенеза человека. Наследственность и изменчивость – свойств организма. Наследственная информация и её носители. Гомологичные хромосомы. Аллельные гены. Основные законы наследования (на примере человека): доминирования, расщепления. Независимого комбинирования признаков. Взаимодействие генов. Наследование, сцепленное с полом. Закономерности наследственной изменчивости. Экологические факторы и их воздействие на организм. Ограничивающий фактор. Адаптация организма к условиям среды. Влияние природных факторов на организм человека. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы, формирование расовых признаков как результат приспособления к условиям среды. Географические группы людей: арктическая, тропическая, пустынная, высокогорная. Биологические ритмы. Влияние суточных ритмов на жизнедеятельность человека. Годовые ритмы, фотопериодизм. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс, его профилактика. Последствия влияния курения, употребления алкоголя. Наркотиков на организм человека.

Демонстрация: таблицы, рисунки, видеофрагменты, иллюстрирующие оплодотворение и развитее организмов, наследственность и изменчивость. Действие экологических факторов, биологические ритмы.

^ Лабораторные работы:

  1. Оценка температурного режима учебных помещений.


Проектная деятельность:

  1. Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма человека.

  2. Гигиенические нормы сна подростка.

  3. Влияние освещения на морфологию колеуса.

  4. Действие экологического фактора.

  5. 5.Превращение наземной формы традесканции в водную.

Экскурсии:

    1. Способы размножения растений оранжереи.



Вид. Популяция. Эволюция видов – 27 часов.

Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Структура популяций. Теория Ч. Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Популяция – единица эволюции. Факторы эволюции. Поставляющие материал для отбора. Естественный отбор, его формы. Формирование приспособлений – результат эволюции. Видообразование – результат действия факторов эволюции. Экологическое и географическое видообразование. Селекция – эволюция, направляемая человеком. Искусственный отбор и его творческая роль. Гибридизация. Искусственный мутагенез. Систематика и эволюция. Принципы классификации. Доказательства и основные этапы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность. Рефлекторная теория И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Возбуждение, торможение. Взаимная индукция. Доминанта. Особенности высшей нервной деяте6льности человека. Слова – сигналы сигналов. Сознание – высший уровень развития психики, свойственный человеку. Рассудочная деятельность животных. Бессознательные и подсознательные процессы. Мышление и воображение. Речь, её значение. Развитие и виды речи. Память, её виды и формирование. Эмоции, их виды и значение. Типы эмоциональных состояний. Чувство любви – основа брака и семьи. Темперамент. Типы высшей нервной деятельности.

Демонстрация: коллекции, гербарные материалы для иллюстрации морфологического критерия вида, изменчивости. Наследственности, межвидовых взаимодействий, приспособленности организмов, многообразия видов, направлений и путей эволюции; модели происхождения человека, остатки материальной культуры предшественников современного человека, таблицы, рисунки, иллюстрирующие высшую нервную деятельность и её особенности у человека. Взаимоотношения человека с окружающей средой.

Лабораторные работы:

  1. Изучение критериев вида.

  2. Объяснение возникновения приспособлений организмов к среде обитания.

  3. Искусственный отбор и его результаты.

  4. Приспособленность руки человека к трудовой деятельности.

  5. Закономерности восприятия.

  6. Устойчивость внимания.

  7. Выработка навыка зеркального письма.

  8. Типы высшей нервной деятельности.


Практические работы:

  1. Определение ведущей руки.

  2. Логическое мышление.

  3. Объем смысловой памяти.

  4. Выявление объема кратковременной памяти.

  5. Выявление точности зрительной памяти.

  6. Выявление типа темперамента.


Экскурсии:

  1. Разнообразие видов в природе – результат эволюции.

    Биоценоз. Экосистема – 12 часов.

    Видовая и пространственная структура биоценоза. Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза. Принцип Ф. Гаузе. Неконкурентные взаимоотношения между видами в биоценозе, их значение. Организация и разнообразие экологических систем. Функциональные группы организмов в экосистеме: продуценты. Консументы, редуценты. Природные и искусственные, наземные и водные. С богатым и бедным видовым составом экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши: лесов, степей, лугов. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Морские и пресные экосистемы. Развитие и смена сообществ и экосистем. Практическое значение знаний о развитии сообществ. Агроценоз. Агроэкосистема. Пути повышения продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

    Демонстрация: гербарные материалы; таблицы, схемы видеофрагменты, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозе, цепи питания; разнообразие экосистем, аквариум как модель экологической системы.

    Лабораторные работы:

  1. Цепи питания обитателей аквариума.


Экскурсии:

  1. Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы.

  2. Парк как искусственная экосистема.


Биосфера – 6 часов.

Биосфера. Её границы. Среды жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Средообразующая деятельность живого вещества. Круговорот веществ – основа целостности биосферы. Последствия нарушения круговорота углерода. Биосфера и здоровье человека.

Демонстрации: таблицы, видеофрагменты, иллюстрирующие границы биосферы. Её структуру; схемы круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере; фрагменты учебных фильмов «Биосфера», «биосфера и человек».

Проектная деятельность:

  1. Актуальные проблемы региона.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока


Тема урока


Лабораторные, практические работы, экскурсии

и проекты


сроки


Введение. Особенности биологического познания (2 ч)




1


Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать






2


Методы биологического познания






Организм (19 ч)




3


Организм — целостная саморегулирующаяся система






4


Размножение и развитие организмов






5


Способы размножения растений оранжереи


Экскурсия 1 «Способы размножения растений оранжереи»




6


Определение пола. Общая характеристика возрастных периодов онтогенеза человека






7


Возрастные периоды развития детей






8


Наследственность и изменчивость — свойства организма






9


Основные законы наследования признаков






10


Основные законы наследования признаков






11


Решение генетических задач


Урок-тренинг




12


Закономерности наследственной изменчивости






13


Контрольно-обобщающий урок






14


Экологические факторы и их действие на организм


Л. р. 1 «Оценка температурного режима учебных помещений»,

проект 3 «Влияние освещения на морфологию колеуса», проект 4 «Действие экологического фактора», проект 5 «Превращение наземной формы традесканции в водную»




15


Адаптация организмов к условиям среды






16


Влияние природных факторов на организм человека






17


Ритмичная деятельность организма


Проект 1 «Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма человека»




18


Ритмы сна и бодрствования. Значение сна


Проект 2 «Гигиенические нормы сна подростка»




19


Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс






20


Влияние курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм человека






21


Контрольно-обобщающий урок






^ Вид. Популяция. Эволюция видов (25 ч)




22


Вид и его критерии


Л. р. 2 «Изучение критериев вида»




23


Популяционная структура вида






24


Динамика численности популяций






25


Саморегуляция численности популяций






26


Структура популяций






27


Учение Дарвина об эволюции видов






28


Современная эволюционная теория






29


Современная эволюционная теория






30


Формирование приспособлений — результат эволюции


Л. р. 3 «Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания»




31


Видообразование — результат действия факторов эволюции






32


Селекция — эволюция, направляемая человеком


Л. р. 4 «Искусственный отбор и его результаты»




33


Систематика и эволюция






34


Доказательства и основные этапы антропогенеза






35


Доказательства и основные этапы антропогенеза






36


Биологические и социальные факторы эволюции человека


Л. р. 5 «Приспособленность руки человека к трудовой деятельности»




37


Высшая нервная деятельность






38


Высшая нервная деятельность






39


Особенности высшей нервной деятельности человека


Л. р. 6 «Закономерности восприятия»,

л. р. 7 «Устойчивость внимания»,

л. р. 8 «Выработка навыков зеркального письма»




40


Мышление и воображение


П. р. 1 «Определение ведущей руки»,

п. р. 2 «Логическое мышление»




41


Речь






42


Память


П.р. 3 «Выявление объёма смысловой памяти»,

п. р. 4 «Выявление объёма кратковременной памяти»,

п. р. 5 «Выявление точности зрительной памяти»




43


Эмоции






44


Чувство любви — основа брака и семьи






45


Типы высшей нервной деятельности


Л. р. 9 «Типы высшей нервной деятельности»,

п. р. 6 «Определение типа темперамента»




46


Контрольно-обобщающий урок






^ Биоценоз. Экосистема (14 ч)




47


Биоценоз. Видовая и пространственная структура






48


Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза






49


Неконкурентные взаимодействия между видами






50


Разнообразие видов в природе — результат эволюции


Экскурсия 2 «Разнообразие видов в природе — результат эволюции»




51


Организация и разнообразие экосистем






52


Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме


Л.р. 10. «Цепи питания обитателей аквариума»




53


Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши






54


Разнообразие и ценность естественных водных экосистем






55


Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы


Экскурсия 3 «Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы»




56


Развитие и смена сообществ и экосистем






57


Агроценоз. Агроэкосистема






58


Парк как искусственная экосистема


Экскурсия 4 «Парк как искусственная экосистема»




59


Биологическое разнообразие и пути его сохранения






60


Контрольно-обобщающий урок






Биосфера (6 ч)




61


Среды жизни. Биосфера и её границы






62


Живое вещество биосферы и его функции






63


Средообразующая деятельность живого вещества






64


Круговорот веществ — основа целостности биосферы






65


Биосфера и здоровье человека


Проект 6 «Актуальные экологические проблемы региона»




66


Учётно-проверочный урок


Итоговая проверка




Резерв (4 ч)




Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов. Пояснительная записка учитель: Назарова Т. В iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивает преподавание биологии в школе в соответствии с лицензией на базовом...

Рабочая программа по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов. Пояснительная записка учитель: Назарова Т. В iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа...

Рабочая программа по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов. Пояснительная записка учитель: Назарова Т. В iconРабочая программа по биологии. Животные 7 класс
Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования...

Рабочая программа по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов. Пояснительная записка учитель: Назарова Т. В iconРабочая программа по биологии для 6 класса на 2012- 2013 уч год
Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивает преподавание биологии в школе в соответствии с лицензией на базовом...

Рабочая программа по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов. Пояснительная записка учитель: Назарова Т. В iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2012- 2013 уч год
Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивает преподавание биологии в школе в соответствии с лицензией на базовом...

Рабочая программа по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов. Пояснительная записка учитель: Назарова Т. В iconРабочая программа по предмету определяет инвариантную (обязательную)...
Умк «Сфера» (автор–Сухорукова Л. Н., Москва, «Просвещение» 2011), соответствует учебнику «Биология», 7 класс, авторы Л. Н. Сухорукова,...

Рабочая программа по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов. Пояснительная записка учитель: Назарова Т. В iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Н. Ф. Виноградовой (М.: Вентана-Граф). Программа рассчитана на 68 часов – 2 часа в неделю. Она разработана в целях конкретизации...

Рабочая программа по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов. Пояснительная записка учитель: Назарова Т. В iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
Биология, 5-9 классы. М.: Дрофа, 2017//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования...

Рабочая программа по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов. Пояснительная записка учитель: Назарова Т. В iconРабочая программа по биологии класс 11
В соответствии с учебным планом моу горетовской сош, из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа...

Рабочая программа по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов. Пояснительная записка учитель: Назарова Т. В iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
М.: Дрофа, 2006. – 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню...


Биология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
bio.na5bal.ru
..На главную